Форум кладоискателей
24 Апрель 2024, 16:29:27 *
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
Новости:
 
   Начало   Помощь Войти Регистрация  
Страниц: 1 [2] 3
  Печать  
Автор Тема: Статьи, книги и пр.  (Прочитано 25991 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
mitbrit
Постоялец
***
Offline Offline

Пол: Женский
Сообщений: 239


A posse ad esse non valet consequentia

249768334
Email
« Ответ #15 : 13 Ноябрь 2011, 16:32:19 »

Сама ещё не читала, ничего сказать не могу. Показалось интересным.

Полевая археология СССР

http://depositfiles.com/files/1hfjnygsu

Археологический сборник. Славянские древности (регион не наш, зато картинки есть)

http://depositfiles.com/files/xvkyjhc52

Запретная археология  Подмигивающий

http://depositfiles.com/files/f0dlm90n6

Палеолит СССР

http://depositfiles.com/files/p8hv2o43p

Чёрная металлургия и металлообработка в Древней Руси (Домонгольский период)
 Улыбающийся "Здесь надо копать и "чёрные" сигналы" (с) Улыбающийся

http://depositfiles.com/files/922j8gha2

Магнитная разведка археологический памятников

http://depositfiles.com/files/rk9g1pty1

Проблемы хронологии в археологии и истории

http://depositfiles.com/files/2kjq9rgwr









Записан

Если кто-то съел твоё печенье, значит, ты не одинок (с)
mitbrit
Постоялец
***
Offline Offline

Пол: Женский
Сообщений: 239


A posse ad esse non valet consequentia

249768334
Email
« Ответ #16 : 05 Декабрь 2011, 19:34:05 »

Наталья Зарубина. ДОРОГАЯ СЕРДЦУ СТАРИНА
("Орловская правда"  №19/24973 от 11.02.2009)

Сельские дома и центры культуры... Большинство из них располагается в небольших, чисто выбеленных и ухоженных зданиях, которые с виду напоминают обычные деревенские дома. Но сколько сокровищ скрывается за этими стенами, хранящими память о давно минувших днях, с какой радостью всякий раз спешат сюда местные ребятишки и старики! Да и всякому приезжему интересно заглянуть в сельский Центр культуры - окунуться в атмосферу старинных традиций здешних мест.

Культурный Центр в новосильском селе Вяжи был открыт около года назад. В уютном и светлом здании разместились музей, библиотека, Дом культуры; под его крышей хватило места и администрации сельского поселения, и медпункту. Гордость Центра культуры - музей, готовящийся к открытию. В эти дни завершается подготовка двух его экспозиций, которые отразят историю древнего села: "Русская старина" и "Военное лихолетье". Директор музея Татьяна Юрьевна Фролова - молодая и очень увлеченная женщина - на протяжении нескольких лет по крупицам собирала драгоценные экспонаты, бережно хранившиеся в крестьянских избах села Вяжи и окрестных деревень.
- Я сама родом из этих мест, - рассказывает Татьяна Юрьевна, - поэтому мне так дорого все, что связано с их историей и культурой. Вот эти праздничные наряды вяжевских крестьянок в музей передала Александра Степановна Данилкина. Она охотно поделилась с нами воспоминаниями о своей жизни. Ее семья жила в православных традициях; сама Александра Степановна знает обрядовые песни, те, которые пели на свадьбах и когда парней провожали в солдаты. После войны она работала бригадиром в колхозе. И об этом периоде ее жизни многое было рассказано. Все воспоминания старожилов села мы записываем и бережно храним.
Музейная экспозиция "Русская старина" отражает весь уклад жизни нашего крестьянства, трудолюбивого и терпеливого, радующегося каждому новому дню и с достоинством переносящего невзгоды. Вот яркий наряд девушки на выданье; рядом - сундуки, самовары, молотильные цепи, прялка, плетеные корзины, детская колыбель... По-особенному красивы рушники, изготовленные местными рукодельницами. На одном из них вышито: "Умойся беленько".
"Дорогое, родное, вечное" - так называется летопись села Вяжи, написанная нашими современниками и связавшая воедино истории многих жизней. Директор музея очень надеется, что они не оставят равнодушными местную детвору, которая уже не раз здесь бывала.
Рядом с экспозицией "Русская старина" разместились экспонаты времен Великой Отечественной. Известно, что в 1943-м именно у Вяжевских высот произошел мощный прорыв немецкой обороны. Свидетельства грозных событий военного лихолетья жители села находят по сей день. Военная экспозиция музея представлена оружием, остатками солдатского обмундирования. Здесь проржавевшие котелки соседствуют с гильзами и противопехотными минами, пулеметные ленты - с саперными лопатками и простреленными касками...
- Со времен войны минуло более шести десятилетий, но в памяти очевидцев те страшные события все еще свежи, - делится с нами директор музея.
С утра и до позднего вечера открыты двери местной библиотеки, которая также располагается в здании Центра культуры. Библиотекарь Наталья Михайловна Иванова уже по опыту знает, какую книгу стоит предложить тому или иному посетителю. Жителей села Вяжи в основном привлекают классика и краеведческая литература. Историями из жизни родного села живо интересуются малыши, которых родители частенько оставляют в библиотеке, на попечение Натальи Михайловны.
Несколько дней в неделю в Центр культуры спешат члены местного фольклорного коллектива. Вяжевскому хору уже более сорока лет, многие нынешние его участницы пели в нем еще совсем молоденькими девушками. Сегодня в их исполнении звучат самые любимые народные песни и произведения... собственного сочинения.
- "Шумят вербы" - песня про Вяжи, - говорит худрук Дома культуры М.Ф. Иванова. - Она о том, как жили, трудились и спасали свою землю от врагов жители нашего героического села.
Записан

Если кто-то съел твоё печенье, значит, ты не одинок (с)
mitbrit
Постоялец
***
Offline Offline

Пол: Женский
Сообщений: 239


A posse ad esse non valet consequentia

249768334
Email
« Ответ #17 : 05 Декабрь 2011, 19:49:45 »

Владимир Неделин. УЕЗДНЫЙ ГОРОД БОЛХОВ
("Орловский вестник" №2/732 от 10.01.2007)


«Град Болхов стоит на Нугри на левой стороне на горах красовито: град деревянный (кремль), ветх уже, церквей каменных есть от малой части: монастырь хорош, от града якобы поприще; рядов много; площадь торговая хороша, хлеба бывает много, а дровами сильно довольно; люди в нем невежи, искусу нет ни у мужеска полу, не как Калуга или Белев, своемеры, дулепы…»
Иван Лукьянов. 1710 год.


Первое упоминание об одном из древних городов России — Болхове относится к осени 1196 года, когда город, входивший в состав Черниговского княжества, взял и сжег владимирский князь Всеволод III Большое Гнездо. После гибели в Орде 20 сентября 1246 года черниговского князя Михаила Всеволодовича его сыновья разделили отцовские владения на ряд более мелких княжений. Надо полагать, что Болхов вошел в Карачевский удел князя Мстислава Михайловича.

Позднее, в конце XIII—начале XIV веков Карачевское княжество делится на более мелкие уделы — Козельский и Звенигородский *) , город сперва входит в Звенигородский удел, а позднее достается младшему сыну князя Адриана Звенигородского Ивану по прозвищу Болх и, в свою очередь, становится центром самостоятельного удела, а князь Иван — родоначальником рода князей Болховских. Надо полагать, что Болхов прекратил свое существование около 1406 года в связи с военным разгромом литовцами Карачевского и вассальных ему Звенигородского, Козельского и Болховского княжеств, а князья Болховские были вынуждены отъехать к Великому Князю Московскому на положение служилых князей, исполняя впоследствии должности государевых наместников и воевод.

В начале XVI века земли в верховьях Оки после изнурительной войны переходят под власть Московского государства, и правительство деятельно принимается за восстановление старых и строительство новых городов на южных границах. В Разрядной книге под 1555 годом упоминается, что на реке Нугри стоит воевода Михаил Петрович Репнин, а «город делал Григорий Иванов сын Нагово». С этого времени на Нугрь регулярно посылаются воеводы. Само же название новопостроенного города впервые указано только под 1556 годом: «На Нугри в Болхове».

Вторая половина XVI века и особенно начало XVII столетия в истории Болхова заполнены осадами, набегами и битвами. Годы Смутного времени принесли Болхову неисчислимые бедствия, город переходил из рук в руки, а его окрестности становились ареной больших и малых сражений. Их них наиболее известен по своим трагическим последствиям Болховский бой 30-31 апреля 1608 года между полками Дмитрия Шуйского, брата царя Василия Шуйского, и отрядами Лжедмитрия II — одно из крупнейших сражений периода Смуты, закончившееся сокрушительным разгромом русских войск. Болхов неоднократно осаждали поляки, литовцы и татары, но болховитяне непрерывно «биющесь» на обгорелых крепостных стенах, посадских дворах и огородах не только отбивали штурмы, но и зачастую смелыми вылазками прогоняли неприятеля, оставлявшего в их руках пленных и знамена.

Военная история Болхова заканчивается во второй половине XVII века, хотя Болховская крепость, артиллерия и гарнизон поддерживаются в боевом состоянии вплоть до начала следующего столетия. В 1696-1698 годах сильно обветшавшие к тому времени укрепления Болховского кремля были даже обновлены и усилены. Но новой крепости так и не дано было испытать себя в деле, а в 1706 году, проезжая через Болхов, Петр I распорядился снять с укреплений пушки. Стены и башни кремля простояли до 1753 года (по другим данным — до 1748 года), когда случившийся Великий пожар «истребил оное укрепление вовсе без остатка».

С Болховом и его окрестностями связаны имена Н. М. Карамзина, В. А. Жуковского, декабриста Сергея Кривцова, поэта А. Н. Апухтина, участника русско-турецкой войны 1877-1878 годов генерал-майора В. Н. Лаврова, просветителя народов Алтая Макария Глухарева. В сражениях войны 1877-1878 годов на Балканах отличился 138-й пехотный Болховский полк, в котором служил вольноопределяющимся будущий писатель Всеволод Гаршин. Болховские храмы расписывали художники
Ф. А. Бруни и М. Н. Васильев, чей отец был священником местной Введенской церкви. Далеко за пределами Орловской губернии были известны иконостасы работы болховского мастера Абашеева и произведения здешней иконописной мастерской.

Была у болховичей еще одна гордость — городские храмы. По количеству церквей в XVII-XVIII веках Болхов превосходил все прочие города Орловщины, и в 1681 году даже предполагалось учредить в Болхове самостоятельную епархию, куда вошли бы Орел, Карачев, Кромы, Мценск и Новосиль.

В 1647 году женой царя Алексея Михайловича становится Мария Милославская. Вотчины Милославских располагались недалеко от Болхова в с. Ильинском, а в Рождество-Богородичном Оптине монастыре, рядом с городом, находились их фамильные усыпальницы. С возвышением Милославских в прежде бедствовавший монастырь посыпались щедрые дары, которые позволили начать в нем в 1668 году строительство каменного Троицкого собора. Позднее в монастыре строится Рождественская церковь, а его территория обносится каменной оградой.

В 1671 году на средства окольничего и воеводы Ивана Ивановича Ржевского — предка А. С. Пушкина — в кремле воздвигается двухэтажный Спасо-Преображенский собор. Впоследствии воеводу, геройски погибшего при обороне крепости Чигирин в 1678 году, погребли в построенном им храме. Позднее рядом с отцом похоронили и его сына, воеводу Т. И. Ржевского, убитого во время Астраханского восстания (1705 г.).

В конце XVII века в женском Рождественском монастыре строится каменная соборная церковь во имя Рождества Христова, в 1701 году здесь же сооружается надвратная церковь св. Алексея Митрополита. На пожертвования купцов Бабковых в 1703 году в кремле возводится жемчужина Болхова — Троицкая церковь.

В течение XVIII — XIX веков все деревянные храмы города заменяются каменными, но сложившаяся система расположения церквей остается неизменной. Новые каменные храмы встали на места своих деревянных предшественников прошлых веков. В центре города, на Красной горе, где в древности находился Болховский кремль, поднялась громада нового Спасо-Преображенского собора (1841-1871 гг.), заменившего собой старый обветшавший. Вмещал он до четырех тысяч человек. Главный его колокол весил более семисот пудов и был слышен за 15-20 верст от города.

В начале XX века в Болхове насчитывалось 26 храмов, и по количеству церквей и соборов он уступал лишь Ельцу и губернскому центру Орлу.

В свое время Болхов пользовался славой одной из кожевенных столиц России. В 1719 году фискалы Свенской ярмарки доносили киевскому губернатору: «…В Болхове есть кожевенные заводы превеликие…», а к 1797 году их число в городе достигло 107! В отличие от своих соседей, жителей города Мценска, которые были известны как люди дерзкие, задиристые и склочные, болховитяне слыли людьми простоватыми и даже несколько с глупинкой. Про них сказывали, что они «звоном рака встречали». Но эта простота была особого рода, про которую говорят, что она хуже воровства. На всю Россию прославились знаменитые сапоги с картонными подметками, поставлявшиеся болховскими купцами русской армии в Крымскую кампанию 1853-1856 годов.

Вместе с тем по образу жизни и патриархальности нравов Болхов являлся типичнейшим провинциальным российским городком, что наглядно иллюстрируют стихи некогда популярного Саши Черного, которые так и называются «Уездный город Болхов»:

25 церквей пестрят со всех сторон,

Лиловые, и желтые, и белые в полоску.

Дева у окна скребет перстом прическу.

В небе караван тоскующих ворон.

Воняет пылью, клеем и кожей.

Стемнело. День умер. Куда бы пойти?

В 1918-1919 годах в Болхове были образованы художественно-научный и краевой музеи, созданные стараниями местного художника-краеведа И. К. Гаврилова. Жажда этого энтузиаста-собирателя была поистине ненасытной, иные экспонаты он добывал, по его же словам, даже под угрозой собственной жизни. В переписке с Москвой он то просил прислать «хотя бы записку, написанную рукой тов. Ленина», то сетовал на то, что в экспозиции не представлены работы современных художников — кубистов и футуристов. Уже в 20-е годы музей насчитывал до трех тысяч экспонатов, в том числе картины, предметы старинного быта, археологическую, нумизматическую, геологическую коллекции, научную библиотеку. В картинной галерее были представлены работы немецких и фламандских живописцев, а из русских мастеров — Брюллова, Левицкого, Бруни, Айвазовского; в нее входила коллекция бронзы и фарфора, гравюр и рисунков. При музее были образованы общества юных друзей музея и любителей старины и искусства, проводились лекции и беседы. И это при том, что музей существовал почти без всяких средств и помощи, а в его штате были лишь дошедший до крайней бедности заведующий и уборщица.

Начавшийся в 1930-е годы антирелигиозный погром не обошел и Болхов. Были взорваны Тихвинский собор Оптина монастыря, ряд других храмов. Сильно пострадал город и во время войны, пропала или оказалась уничтоженной большая часть экспонатов музея, а само здание бывшей богадельни, где он помещался, — сожжено.

Тем не менее наибольший урон памятники Болхова понесли в послевоенное время. На государственную охрану были поставлены церковь Троицы, Троицкий собор Оптина монастыря, Рождественский собор в одноименном женском монастыре и крыльцо(!) Спасо-Преображенского собора. Поскольку остальные храмовые строения в категорию памятников архитектуры не вошли, а их запущенные фасады отнюдь не украшали город, то и выходом из положения становился снос. Таким образом, с 1945-го по 1970 годы оказалось уничтожено более десятка церквей. Заключительным аккордом этой волны варварства стал взрыв, несмотря на протесты Общества охраны памятников, в 1970 году колокольни церкви Николы Гончарного, венчавшей самую высокую точку города.

И вообще послереволюционное время жестоко обошлось с Болховом. Население некогда процветавшего городка сократилось с 30 тысяч (1917 г.) до 12,9 (1989 г.) человек. Новые пути сообщения, в том числе железные дороги, прошли мимо, а старые — знаменитый тракт Москва—Киев — оказались забытыми. Припорошил городок и чернобыльский «снег». Утрата же дорогих городу памятников архитектуры довершила урон, а ничего нового, что имело бы хоть какие-то архитектурные достоинства, взамен снесенного возведено не было.

По счастью, ключевые и наиболее древние памятники Болхова, формирующие его живописный силуэт, сохранились, а проведенные в последнее время на Спасо-Преображенском соборе, Троицкой и Георгиевской церквах реставрационные работы позволили, хотя бы частично, вернуть городу его прежнюю красоту. И сейчас, как и прежде, обозревая с высоты Троицкого Оптина монастыря панораму города, хочется повторить слова И. М. Долгорукова, известного литератора своего времени, мемуариста, проезжавшего здесь в 1817 году: «А Болхов издали — картина!».

* ) Здесь имеется в виду ныне не существующий город Звенигород, входивший в Карачевское княжество и прекративший свое существование предположительно около 1406 года. Князь же Звенигородский Александр Федорович с сыном Федором и князьями Михаилом Ивановичем Хотетовским, Свидригайлом Ольгердовичем, Патрикеем Наримантовичем и Семеном Перемышльским в 1408 году покинули свои владения, попавшие под власть литовцев, и выехали на московскую службу. Остатки древнего Звенигородского городища сохранились у села Спасского, недалеко от города Орла.
Записан

Если кто-то съел твоё печенье, значит, ты не одинок (с)
Вятич
Начальник форума
*****
Offline Offline

Пол: Мужской
Сообщений: 3284



« Ответ #18 : 05 Декабрь 2011, 21:34:26 »

Похвально. Плюсану.
Записан

"Пойми-мне сыграть на скрипке Страдивари - всё-равно что тебе пострелять из маузера Дзержинского."(с)
mitbrit
Постоялец
***
Offline Offline

Пол: Женский
Сообщений: 239


A posse ad esse non valet consequentia

249768334
Email
« Ответ #19 : 12 Декабрь 2011, 00:51:06 »

Сергей Бачурин. ДМИТРИЙ ПОЖАРСКИЙ БИЛ ПОЛЯКОВ НА БЕРЕГАХ ОРЛИКА
(«Просторы России» №4/631 от 25.01.2006)


4 ноября 2005 года Российское государство и все мы,
его граждане, совершенно неожиданно для самих себя отметили новый государственный праздник –
День освобождения от польско-литовско-шведской интервенции.

ЧЕТЫРЕ ВЕКА НАЗАД

В связи с вновь открывшимися для большинства населения нашей страны историческими фактами хотелось бы напомнить всем нам о том, что освобождение Москвы не являлось окончанием освободительной войны, и борьба за русскую государственность продолжалась еще более пяти лет. Одним из ярких эпизодов в борьбе России за независимость явились события, проходившие в 1615 году в Орловском крае.
С 1608 года в России проходил длительный этап открытой польско-шведской интервенции. Орловский край был наводнен польскими войсками, его население страшно страдало от непрерывных грабежей, насилия и пожаров. Было уничтожено почти все население от Брянска до Ельца. Сожжен был и город Орел, тогда еще представлявший собой небольшую крепость на месте слияния рек Оки и Орла.
После того как основные силы интервентов в 1612 году были разгромлены силами народов России - дату этого события мы как раз и отмечали
4 ноября, - Орловский край еще долго страдал от иноземных захватчиков. Отряды польских панов во главе с полковником А. Лисовским опустошали города и села. Царь Михаил Федорович стремился очистить южные границы от поляков, и с этой целью в Орел был назначен воеводой князь С.Д. Шаховской. Он получил приказ собрать уездных людей «со всяким огненным и лучным боем». Но дело шло очень медленно, и в 1614 году в Орел был назначен новый воевода - П.П. Данилов. Захватчики активно противодействовали: напали на Карачев и сожгли его.
Русское правительство для освобождения края послало войско во главе с Дмитрием Пожарским - всенародным героем и признанным тогда воеводой, внесшим большой вклад в освобождение Москвы. Оно направилось через город Белев на Болхов и оттуда на Карачев. Лисовский узнал об этом и, вновь предав Карачев огню, отступил к Орлу. Пожарский стремился опередить врага и первым занять Орел. Для этого ему пришлось разделить свое войско на три отряда и авангард, целью которых было сдерживать поляков, а сам быстро двинулся к Орлу.

РУССКИЕ
ПРОТИВ ПОЛЯКОВ

В трех километрах от тогдашней Орловской крепости на реке Орле (Орлике) есть место с излучиной реки, называемое Царевым Бродом. Сейчас там строится новый мост через реку с выходом на Карачевское шоссе. Рядом с новым мостом находится небольшой холм, где стоял памятник в честь победы русских войск над захватчиками. Но, к сожалению, он бесследно исчез в «смутное время» 1990-х годов.
Само сражение проходило недалеко от этого места на пересечении нынешних улиц Андреева и Карачевского шоссе.
Авангард русских войск под командованием воеводы Ивана Гавриловича Пушкина вступил в бой с отрядом Лисовского численностью 3000 человек, но не смог выдержать натиска врагов. Поляки разбили и подошедшего на помощь с войсками воеводу С.И. Исленьева, а затем окружили отряд Пожарского, насчитывавший около шестисот человек. Пожарский отдал приказ оградиться телегами, и русские воины до вечера храбро отбивались от превосходящих их врагов, нанеся им большой урон и даже захватив пленных. Потери с обеих сторон были очень большие, поэтому в русском лагере стали раздаваться голоса о необходимости отступления к Болхову. Но Пожарский отдал приказ стоять до конца. Ночью русский отряд пополнился за счет отставших воинов, а с утра битва должна была возобновиться, но польские войска, измотанные в бою, отступили по старой Кромской дороге.
Для нового лагеря Лисовский выбрал место у впадения реки Цон в Оку. Сейчас это небольшое поле между объездной дорогой и крутым берегом реки Цон. Народное предание утверждает, что недалеко от деревни Гать полковник построил военный городок (укрепленный курган).
Здесь и произошло новое сражение отряда Пожарского с силами Лисовского, в котором захватчики были разбиты, а сам Лисовский ушел на Кромы, затем резко поменял направление на Болхов и попытался занять город.
Жители Болхова, возглавляемые воеводой С.И. Волынским, отбили все атаки и не пустили поляков в город.
В народе хранится память об этих событиях. Спустя 390 лет высокий берег реки Цон носит название Лисовский курган.
В некоторых источниках и преданиях утверждается, что в походе и сражениях войск Д.М. Пожарского в окрестностях Орла принимал участие и Козьма Минин-Сухорук. Тот самый Минин…

ОПУСТОШЕННАЯ ЗЕМЛЯ

В 1616 году польские отряды вновь опустошили орловские земли - Кромы, Карачев, Болхов. Пятитысячный отряд воеводы М. Дмитриева в итоге разбил поляков под Болховом, и они вынуждены были бежать к Курску. Отряды русских войск, по образному народному выражению, «гнали, турили и долбили» захватчиков. Народное предание связывает с этими событиями названия сел Дмитровского уезда: Гнань, Турищево, Долбенкино.
Ввиду сильного разорения Орловского края само существование многих городов было фактически прервано.
В Карачеве осталось 46 семей, в Болхове - 5 семей, в Кромах - 21 человек. В Брянске не осталось никого. Опустошены и сожжены были Ливны и Елец. Орел также практически прекратил свое существование вплоть до 1635 года, когда интервенция закончилась. Россия стала сильнее, и было начато восстановление ее южных рубежей.
Очень жаль, что нет сейчас памятника на месте сражения у Царева Брода, и никогда его не было на Лисовском кургане. Орловский край имеет непосредственное отношение почти ко всем событиям Смутного времени. Ведь здесь бывал И. Болотников. В Орле довольно долго в 1607 году стоял Лжедмитрий II, считавший крепость своей временной столицей. Отсюда он двинул свою армию на Москву. Вспомним его московское прозвище - Тушинский вор. Именно из Орла он явился. Смутное время прошло и, надеюсь, больше никогда не повторится. Но память должна сохранить для нас эти события, память должна всегда подпитывать наше сознание и поддерживать чувство благодарности и уважения к нашим корням.
Все орловцы и особенно те, кто увлекается историей Орловского края, будут благодарны властям города, управлению культуры, если на местах сражений русских войск, возглавляемых нашими великими предками, возникнут памятные знаки. Особенно это нужно сделать на Лисовском кургане и на перекрестке Карачевского шоссе и улицы Андреева, так как памятник на излучине реки Орлик все-таки не точно отражал место битвы.

Записан

Если кто-то съел твоё печенье, значит, ты не одинок (с)
mitbrit
Постоялец
***
Offline Offline

Пол: Женский
Сообщений: 239


A posse ad esse non valet consequentia

249768334
Email
« Ответ #20 : 12 Декабрь 2011, 00:55:55 »

Кристина Юркова. ВОСЕМЬ ВЕКОВ НАЗАД
(«Просторы России» №3/787 от 21.01.2009)


2009 год. Новосиль - тихий провинциальный город с четырехтысячным населением. Неторопливый уклад жизни. Основные занятия населения - земледелие и животноводство.

1246 год. После распада великого Черниговского княжества образуется Новосильское княжество. Оно занимает обширную площадь - почти половину нынешней Тульской области, а также нынешние Мценский и Орловский районы.
Центром Новосильского княжества является городище Новосиль. Мощные дубовые стены рубленой крепости на высоком холме внушают страх врагам. Численность Новосильского войска - несколько тысяч человек.

ГОРОД ПОД ГОРОДОМ
 
Раскопки в Новосиле возглавил сотрудник института РАН Олег Радюш. В октябре 2008 года археолог и его ассистенты подняли из земли множество находок, относящихся примерно к XI-XII векам. Работа по изучению древнего городища не прекращается даже зимой - ученые делают топографическую съемку местности и обрабатывают находки. Во время последнего визита в Орел «ПР» удалось побеседовать с Олегом Радюшем.

- Чем вызван столь неожиданный интерес к Новосилю?
- Каждый год представители различных регионов страны подают в институт РАН заявки на проведение археологических раскопок.

В начале прошлого года управление культуры Орловской области подало такую заявку на Новосиль. Комиссия ученых выбрала именно его.
Историческая ценность Новосиля была известна и ранее. Здесь проводились археологические разведки, а местные археологи даже вели здесь некоторые работы, но успехом они не увенчались.
Орловщина в целом исторически очень интересна и мало исследована по сравнению с другими регионами.

- С чего вы начали свою работу?
- В XI-XII веках Новосиль был могущественным княжеством. Здесь находилось городище и селения возле него. Селения - крестьянские деревни, которые обеспечивали жизнедеятельность городища. Крестьяне снабжали княжеские дружины едой, ремесленными изделиями, одеждой. В обмен на это городище и проживающие в нем княжеские дружины защищали жителей от вражеских набегов. Их в то время было множество, так что своеобразный симбиоз городища и селений был просто необходим для выживания обоих.
На месте древнего городища сейчас стоит современный Новосиль. Но город занимает не всю площадь. Участок земли, где раньше располагалась часть старой крепости, находится на пустыре. Здесь мы и начали раскопки. Причем этот пустырь уже давно не заселен. Поэтому, поднимая пласты земли, мы сразу обнаружили фрагменты средневековой цивилизации. Удивило нас то, что находок было много (собрали 12 картонных коробок среднего размера), и они хорошо сохранились благодаря некислому составу местных почв.

ДОМ КАВАЛЕРИСТА

- Что за находки вы обнаружили?
- Мы начали работать в районе, где раньше возвышалась стена крепости с наблюдательными башнями. Во время раскопок обнаружили фрагменты одной из башен. Такие трехэтажные башни стояли по всему периметру крепости.
Затем мы откопали древнюю постройку. От нее остались часть деревянной стены и глиняная печь. Могу смело предположить, что это было жилище небедных людей. Скорее всего, здесь жила семья кавалериста. Этот военный класс был привилегирован на Руси и считался главной военной силой. На месте раскопок найдены литая шпора, стрелы и фрагмент доспеха из бронзы. Найденные стрелы вырезаны из кости, и по ним сложно определить возраст находки - кость широко использовалась в изготовлении оружия во все времена. Но по форме стрел могу сказать, что они принадлежали русским воинам.
Также найдено много битой керамики. Это говорит о том, что гончарное ремесло было очень развито в средневековом Новосиле. Некоторые черепки сделаны методом грубой лепки глины без гончарного круга, который активно использовался в IX-X веках.
- Какие находки наиболее ценны для вас?
- Очень любопытны индивидуальные находки - это вещи, принадлежащие людям того времени. Среди них - серебряная женская серьга. Обычные крестьянки не могли себе позволить подобных украшений. Серьга принадлежала уважаемой особе.
О зажиточности жителей городища также говорит найденный осколок византийской вазы. Подобные заморские вещи были настоящей роскошью. Еще найдено писало - металлическая заостренная палочка с лопаточкой на другом конце. Находка свидетельствует о том, что жители городища были людьми образованными. С помощью писала он делали записи и вычисления на деревянных табличках, покрытых воском. Лопаточкой на другом конце средневекового карандаша надписи можно было стирать и исправлять.
- Каков план дальнейших археологических работ в Новосиле?
- Исследования продлятся не один год. Извлеченные из земли находки уже направлены на экспертизу в Москву и Курск. С их помощью специалисты смогут более точно восстановить историю средневековой Руси. Археологические работы в Новосиле будут продолжены летом 2009 года. В планах - поиск старинной деревянной церкви, которая находилась на территории городища.

НОВОСИЛЬ. НАШЕ ВРЕМЯ
 
Участок, где ведутся археологические раскопки, местные жители используют под огороды. Причем незаконно.
На холме вдоль реки, где стояли стены крепости, остались земляные насыпи и валы, которые выполняли оборонную функцию.
Местные жители показали корреспонденту «ПР» старинное кладбище, где сохранились каменные плиты с рельефом креста. До XVII века кладбища практически повсеместно находились на территории церквей. Старинная церковь в Новосиле могла находиться недалеко от заброшенного кладбища.

МОСТ ИЗ ПРОШЛОГО В БУДУЩЕЕ

В Новосиле сохранилась древняя дорога, ведущая с холма к реке. Фрагменты булыжника на ней можно рассмотреть и сейчас. У реки сохранился уникальный мост из тесаного известняка. Краеведы предполагают, что этот памятник старины был возведен в XIV веке. Местных жителей не удивляет старина этого моста - они привыкли к тому, что живут в уникальном месте.
Как и пять столетий назад, они спокойно ходят по старинному мосту; каждый год, перепахивая огороды, находят черепки глиняной посуды, а в сохранившихся старинных подвалах хранят картошку.

СПРАВКА
В 874 году по христианскому календарю кочующие хазары основали Новосиль.
В 1155 году великий князь Киевский Юрий Долгорукий послал в Новосиль свою супругу - Ольгу Гречанку, чтобы она укрылась в городе от постоянных набегов на Киев.
В 1368 году один из новосильских князей Роман Семенович присягает на верность московскому великому князю Дмитрию Донскому, участвует со своей дружиной в Куликовской битве. Участие новосильских воинов значительно повлияло на исход битвы.
В середине XIV века Новосиль настолько часто подвергался татарским набегам, что новосильский князь Роман был вынужден перейти на жительство в Одоев.
Два века Новосиль был частью Литовского княжества, которое его захватило.
В конце XVII века Новосиль утратил всякое военное значение и превратился в провинциальный город.

« Последнее редактирование: 12 Декабрь 2011, 00:58:30 от mitbrit » Записан

Если кто-то съел твоё печенье, значит, ты не одинок (с)
mitbrit
Постоялец
***
Offline Offline

Пол: Женский
Сообщений: 239


A posse ad esse non valet consequentia

249768334
Email
« Ответ #21 : 12 Декабрь 2011, 01:03:40 »

Кристина Юркова. ОРЛОВСКИЕ СКАЗАНИЯ
(«Просторы России» №4/788 от 28.01.2009)

ОРЁЛ - ЭТО РЕКА
 
Самой известной можно назвать романтическую легенду, связанную с названием города.
По легенде, перед возведением орловской крепости в 1566 году Иван Грозный, будучи правителем с суровым нравом, ударил тростью по дубу. С дерева в небо поднялся орел с огромными крыльями. Государь посмотрел на гордую птицу и повелел назвать город Орлом.
Как сообщили «ПР» в Орловском областном краеведческом музее, до середины XVII века река Орлик называлась Орел. Это была большая полноводная река. Потом она обмелела, и местные жители стали ласково называть ее Орликом. Краеведы склоняются к тому, что город Орел получил свое название от реки.

ЧЁРТОВ МОСТ
 
Эта легенда связана с поселком Сабурово (Орловский район), где была усадьба Каменских.
Очередную задумку графа Каменского - строительство моста - его крепостные крестьяне встретили без особого энтузиазма. Но подчинились. После начала строительства в поселке стали происходить странные вещи: с наступлением темноты недостроенный мост исчезал. Чертовщина происходила неоднократно: днем строили, ночью мост пропадал. Оказалось, что мост ночью разбирали все те же крепостные, которые строили его днем. Якобы из мести графу, которого не особенно любили.
Один из орловских краеведов даже нашел часть каменной кладки, которая осталась от недостроенного моста.

ПРОКЛЯТИЕ ВЕДЬМ
 
В поселке Красный Сабуровец (Орловский район) есть легенда о гремучем колодце.
Несколько сотен лет назад в поселке гуляла свадьба. Пригласили всех, кроме старой колдуньи, которая жила в лесу. Она обозлилась и прокляла местный колодец, откуда все жители поселка брали воду. После этого люди, выпившие воды из колодца, начинали болеть и умирали. Тогда селяне решили наказать колдунью и сбросили ее в колодец. «Гремучим» его прозвали из-за звуков, которые потом доносились из его глубины долгое время. Говорят, что колодец сохранился до наших дней. Вот только приближаться к проклятому месту мало кто решается.
Другая легенда о злой колдунье связана с городом Болховом.
Как рассказали «ПР» работники Болховского краеведческого музея, по легенде, в реке Болховке утонул сын местной колдуньи. Разгневанная женщина наслала на реку проклятье, и та пересохла. Сейчас на месте бывшей реки течет небольшой ручей.

СВЕЧА ДЛЯ ЛЮБИМОЙ

С Болховом также связана самая романтическая легенда Орловщины - легенда о колокольне Георгиевской церкви.
По преданию, один болховский купец влюбился в красивую цыганку. Выкупил ее из табора, поселил в своих владениях… Но девушка очень скучала по свободе и кочевой жизни и в итоге наложила на себя руки. Купец так и не смог найти себе покоя от горя. Он продал свое дело и на вырученные деньги построил самую высокую колокольню на Орловщине. Воздвиг ее, словно огромную свечу, в память о любимой.
По архивным сведениям Болхова, колокольня Георгиевской церкви была построена в 1862 году на деньги купца Губарева. Построил ли он эту колокольную в память о любимой - не известно, но эта нашумевшая история нашла свое отражение в повести Николая Лескова «Очарованный странник»».

БОЛХОВСКИЕ КЛАДЫ
 
Болхов не менее знаменит и своими кладами. В 80-х годах прошлого века некоторые были найдены. О находках помнят сотрудники болховской милиции и даже вспоминают легенды, связанные с ними.
Одна из них гласит, что болховские купцы закопали свои богатства в землю во время революции. И стали ждать прихода в город «своих», то есть белогвардейцев. Вместо них пришел красный пролетариат, арестовал купцов и отправил в ссылку. А клады так и остались.

ДЕВЯТЬ ДУБОВ
 
Наверное, всем орловцам известна легенда о сражении Ильи Муромца и Соловья-разбойника в деревне Девять Дубов (Хотынецкий район). События, описываемые в былинах, не выдумка - сражение между русским богатырем и разбойником Соловьем действительно было.
Илья Муромец - абсолютно реальный человек, возведенный православной церковью в ранг святых (его мощи хранятся в Киево-Печерской лавре), родился в середине XII века. До 33 лет он был инвалидом и вообще не мог ходить. После чудесного исцеления богатырь поступил на службу и возглавил княжескую дружину. Битва с Соловьем была одним из карательных походов дружины на непокорных вятичей.
Если возвращаться к легенде, то согласно ей в деревне Девять Дубов раньше росли не девять, а двенадцать дубов из одного места. В их переплетенных кронах и прятался Соловей-разбойник со своей бандой. Старожилы деревни рассказывают, что якобы их предки еще застали пни знаменитых дубов.

«ЛИЗИНЫ ЛИПКИ»

Еще одна природная аномалия находится в поселке Муравлево (Урицкий район). Здесь на поле растут из одного места несколько десятков лип. Их стволы переплелись между собой в одно большое дерево. Это место - одно из достопримечательностей района.
Согласно легенде эти липки посадила дочь местного помещика Лиза, когда отец хотел насильно выдать ее замуж. Лиза долго плакала, сидя на поляне, а потом зарыла в землю зернышко со словами: «Скорее из него вырастет дюжина деревьев, чем я выйду замуж за нелюбимого». Из зернышка выросло аж сорок липовых побегов. Несмотря на это, свадьба Лизы с нелюбимым женихом состоялась. Всю дальнейшую жизнь она помогала крестьянам. В старости у тяжелобольной Лизы сгорел дом, и крестьяне на совете решили по очереди ухаживать за помещицей, забирая ее к себе домой.
Местные жители даже сейчас могут вспомнить место, где стоял большой дом уважаемой помещицы. А «Лизины липки» до сих пор украшают поле. Причем поле возделывается каждый год, а уникальное дерево трактора аккуратно объезжают.

ИСЧЕЗНУВШИЕ ЦЕРКВИ
 
Самыми загадочными из всех орловских считаются легенды о провалившихся под землю или утонувших в воде церквях. Они относятся примерно к XII веку, когда на Руси повсеместно началась борьба с язычеством.
Красивейшая деревянная церковь внезапно ушла под землю в селе Спас-Чекряк (Болховской район). Сейчас на этом месте бьет святой источник.
Еще одна церковь ушла в землю под Новосилем. Там тоже соорудили святой источник, и вода в нем бьет прямо из холма, в который, по легенде, провалилась церковь.
Похожая легенда рассказывает о церкви в селе Черемисино (Орловский район). Здесь церковь ушла под воду.
Многие люди верят в эти легенды и даже иногда, в праздники, слышат звон колоколов пропавших церквей, доносящийся из земли.
Истинная причина исчезновения церквей не установлена, но известно, что все они были построены на месте языческих капищ.

Записан

Если кто-то съел твоё печенье, значит, ты не одинок (с)
ХИТРЫЙ ЛИС
Глобальный модератор
*****
Offline Offline

Пол: Мужской
Сообщений: 529


Я личность творческая,хочу творю,хочу вытворяю!


« Ответ #22 : 12 Декабрь 2011, 14:19:39 »

спасибо,интересно было почитать! + в карму!))))))
Записан

Пищал айфон, слеза катилась,   Играл трофейный саксафон,   И на груди его светилась   Медаль за город Вашингтон!
mitbrit
Постоялец
***
Offline Offline

Пол: Женский
Сообщений: 239


A posse ad esse non valet consequentia

249768334
Email
« Ответ #23 : 20 Декабрь 2011, 19:08:29 »

"Орёл в 16-17 веках"

http://depositfiles.com/files/37jttv7dq
Записан

Если кто-то съел твоё печенье, значит, ты не одинок (с)
mitbrit
Постоялец
***
Offline Offline

Пол: Женский
Сообщений: 239


A posse ad esse non valet consequentia

249768334
Email
« Ответ #24 : 20 Декабрь 2011, 19:21:50 »

"Оборона Мценска 1562"

http://depositfiles.com/files/8vp336274

"Боевые действия на Орловщине в 1941 году"

http://depositfiles.com/files/gf8l7cyok

"Орёл в годы оккупации"

http://depositfiles.com/files/dflcwqy2x
Записан

Если кто-то съел твоё печенье, значит, ты не одинок (с)
mitbrit
Постоялец
***
Offline Offline

Пол: Женский
Сообщений: 239


A posse ad esse non valet consequentia

249768334
Email
« Ответ #25 : 20 Декабрь 2011, 19:25:54 »

Новосиль

http://depositfiles.com/files/2oq0j640c

История Ливен

http://depositfiles.com/files/nxyirka40

http://depositfiles.com/files/z01zudgua

Верования крестьян Орловской губернии

http://depositfiles.com/files/7izo6ru0i

Культура и быт Орловской губернии второй половины 19 века

http://depositfiles.com/files/xya0q6g7c
Записан

Если кто-то съел твоё печенье, значит, ты не одинок (с)
Вятич
Начальник форума
*****
Offline Offline

Пол: Мужской
Сообщений: 3284



« Ответ #26 : 22 Декабрь 2011, 15:27:43 »

Про бой с татарами под с.Высокое Мценского района.

* 368.docx (23.53 Кб - загружено 1063 раз.)
Записан

"Пойми-мне сыграть на скрипке Страдивари - всё-равно что тебе пострелять из маузера Дзержинского."(с)
Olgerdt
********
Offline Offline

Пол: Мужской
Сообщений: 748



« Ответ #27 : 23 Декабрь 2011, 09:52:41 »

Спасибо огромное за труд очень интересно+!!!от себя добавлю , книга Никольской''городище Слободка''почитайте про археологию вОрловской обл!  http://depositfiles.com/files/xptekg01y
« Последнее редактирование: 23 Декабрь 2011, 09:58:57 от olgerdt » Записан
Вятич
Начальник форума
*****
Offline Offline

Пол: Мужской
Сообщений: 3284



« Ответ #28 : 23 Декабрь 2011, 10:06:17 »

Уважаемые форумчане! Рекомендую к прочтению данную книгу, если будет возможность приобретения - информативна, легка в прочтении, да и территория ,описанная в ней,близка к орловской области, соседи всё-таки. Несколько фото, чтобы было понятно содержание.












Записан

"Пойми-мне сыграть на скрипке Страдивари - всё-равно что тебе пострелять из маузера Дзержинского."(с)
mitbrit
Постоялец
***
Offline Offline

Пол: Женский
Сообщений: 239


A posse ad esse non valet consequentia

249768334
Email
« Ответ #29 : 28 Январь 2012, 22:52:09 »

Занимаюсь сейчас "квартирным вопросом")
В разговоре с представителем компании-застройщика узнала интересную информацию. К сожалению, когда занялась изучением вопроса самостоятельно, обнаружила, что инфа безнадёжно устарела, аж 2008 год! Тем не менее, может, кого заинтересует...

Ролик от "Истоков" \видео внизу, только там сначала идёт реклама, не вырубайте сразу\

http://www.trk-istoki.ru/news/city/5808/

Та же тема из "Живого Журнала"

http://daria-iz-orla.livejournal.com/14321.html

Мне, например, сразу вспомнилась история про немецкое кладбище времён оккупации \по слухам, даже офицерское\, обнаруженное при застройки территории возле ДК "Дормаш". В Интернете смогла найти несколько строк об этом только на форуме \см. в нижней части страницы\

http://www.infoorel.ru/forum/forum_read.php?f=14&id=289752&ofs=20&page=2

На самом деле изначально я не знала, что конкретно было обнаружено во время рытья котлована на "Ботанике". Человек, с которым я говорила, особенно выделял слово "древнее". Поэтому я и обратилась к этой теме в надежде наткнуться на какую-нибудь временную сенсацию, типа истории с Брянском.
Дело в том, что брянские знакомцы несколько лет назад поведали мне о том, как их город "прибавил" пару веков за один день. Ранее датой основания Брянска условно считался 1146 год \с момента упоминания в летописи\. Однако, после раскопок Чашина кургана годом "рождения" города стал 985 год. В Интернетах лишь пара слов об этом в "Википедии" - http://ru.wikipedia.org/wiki/%C1%F0%FF%ED%F1%EA
Юмор ситуации в том, что территория Чашина кургана \красивейшее место, кстати говоря\ не относилась к Брянску чуть ли не до 20-го века и считаться "колыбелью" города никак не может)
Зря мы не отмечаем тысячелетие Орла, основываясь на возрасте, например, городища на Гати))) Вот, и подумалось мне, что невольные "раскопки" на "Ботанике" "состарят" наш город. Вдруг крепость была на Оке, да не там...

В ту же тему одна статейка, обнаруженная мной, когда мы с Volandom безуспешно пытались "перенести" летописный городок Спаш из Мценского района ближе к Кромам)

http://depositfiles.com/files/p79itdmzb

P.S. Извиняюсь за сумбур в тексте  Строит глазки

       
Записан

Если кто-то съел твоё печенье, значит, ты не одинок (с)
Страниц: 1 [2] 3
  Печать  
 
Перейти в:  

Купить металлоискатель, пневматическое оружие
Powered by MySQL Powered by PHP Powered by SMF 1.1.10 | SMF © 2006-2008, Simple Machines LLC Valid XHTML 1.0! Valid CSS!