Форум кладоискателей

Находки и идентификация - форум кладоискателей => Чистка, реставрация и хранение находок => Тема начата: Вятич от 23 Ноябрь 2010, 17:00:46



Название: Рыбий клей
Отправлено: Вятич от 23 Ноябрь 2010, 17:00:46
Совет по приготовлению рыбьего клея

Рыбий клей

Сырьем для его производства служат плавательные пузыри осетровых пород (более низкие сорта клея делают из голов, чешуи, костей рыб). Плавательный пузырь почти целиком состоит из чистого коллагена.
Для получения рыбьего клея плавательный пузырь выдерживают в течение нескольких часов в 15—20 %-ном растворе соли, затем отмачивают в чистой воде и подсушивают на воздухе. Затем с пузыря сдирают наружную оболочку, оставляя внутреннюю, которую и используют для клея (ее окончательно высушивают и прессуют из нее пластины).
Чтобы приготовить жидкий клей для работы, пластинки клея замачивают целиком на 24 ч в холодной воде. Набухший клей размягчают и разминают, затем варят на водяной бане, как костный и мездровый, процеживают через марлю или сито и вводят в него антисептик.
Для приготовления эмульсионного грунта берется 12—15 %-ный раствор клея.
При реставрационных работах, например, для укрепления хрупкой, отслаивающейся от холста живописи применяют 5—6 %-ный раствор. В приготовляемый клей в качестве пластификатора вводят мед в соотношении 1:2,5.
Также используется при реставрации книг.



Название: Re: Рыбий клей
Отправлено: Romul от 23 Ноябрь 2010, 17:17:48
Интересный рецепт. А осетровые это - белуга, севрюга, и т.д.? Чтой-то дороговат клей получается.
Но зато карты им зашибись склеивать, да, Николай? ;D


Название: Re: Рыбий клей
Отправлено: Вятич от 23 Ноябрь 2010, 17:33:07
Несомненно, Роман!!!


Название: Re: Рыбий клей
Отправлено: Phantom_110 от 24 Ноябрь 2010, 13:57:55
Момент резиновый! и гемороиться ненадо!


Название: Re: Рыбий клей
Отправлено: Родновъ от 25 Ноябрь 2010, 10:28:22
Оригинальный, скорее всего древний рецепт.
Клеевые качества как у сопли)))


Название: Re: Рыбий клей
Отправлено: Вятич от 25 Ноябрь 2010, 15:55:19
Да, рецепт старый,согласен, и клеевые качества никакие ;D, но интересовался этим немного с другой целью, когда читал про историю производства бумаги...

"Первой в Европе (около 1150 г.) начала делать бумагу Испания, переняв технологию у арабов. В 1154 году бумага появилась в Италии. В 1300 году бумагу начала изготавливать Венгрия, в 1390 году – Германия, в 1494 году – Англия, в 1565 году – Россия, в 1586 году – Голландия, и в 1698 году – Швеция.
В технологии изготовления бумаги насчитывалось 30 операций. В начале древесина размалывалась на волокна в присутствии воды и варилась несколько часов для получения бумажной массы. Главной фигурой на бумажной мельнице был черпальщик, а основным рабочим инструментом ему служила четырехугольная форма с сеточным дном. Он опускал ее в чан, наполненный бумажной массой, и быстро поднимал. Требовалось делать это так, чтобы на сетке, после того как с нее стечет вода, остался ровный волокнистый слой, из которого потом получался лист бумаги. Черпальщик считался важной персоной и обладал рядом привилегий в отличии от остальных мастеров.
Сделав свое дело, черпальщик передавал раму рабочему - приемщику. Тот ловко переворачивал раму, и волокно попадало на матерчатую  суконную прокладку. Сырые бумажные листы разделялись прокладками и собирались в стопы. Затем из них удаляли воду прессом.
Сушка была завершающей, но не самой последней операцией. После удаления влаги  листы распрямляли, разглаживали на гладком катке каталкой из твердых пород деревьев как бук, орех или костью. Затем снова прессовали. Иногда бумагу окунали в кювету с разведенным животным или рыбьим клеем. Рыбий считался лучше,так как меньше подвергался гниению. Пропитка делала бумагу влагонепроницаемой и позволяла ей впитывать чернила, не давая им растекаться. Затем была повторная сушка и разглаживание.
Процесс изготовления бумаги требует большого количества воды для приводов мельниц. Поэтому бумажные цеха стремились строить как можно ближе к воде, а чаще – прямо на реке. Такие цеха стали называться «бумажными мельницами». Первые бумажные мельницы появились в Италии в XIII веке (Фабриано, 1276 год, позже в Болонье и в Анконе), во Франции в XIV веке (1348 г.), в Германии в 1380 году, в Англии в середине XIV века, в Голландии, Норвегии, Дании – в 60-х годах XIV века, в Польше в 1493 году, в Чехии – в 1499 году.
В Европе бумагу делали из льняного тряпья. Сначала его замачивали в известковом молоке. Потом тряпье растирали в больших ступках, и  снова замачивали в известковой воде около суток. Затем измельченная масса доставалась, отжималась, и снова перемалывалась до получения однородной смеси в больших чанах. Мастер определял готовность сырья – разрешал формовщикам зачерпнуть особым ситом (деревянная рама, обтянутая мелкой сеткой) специальным отработанным движением массу – заготовку бумаги. Через некоторое время вода сцеживалась через сито, уплотнялась, после этого «откидывалась» на слой войлока. Оставшаяся вода впитывалась в войлок, и бумажная масса – сырье еще более уплотнялась. Сверху клали лист войлока, и операция повторялась, таким образом, несколько раз. После определенного времени всю эту стопку из войлока и бумажной массы уплотняли под прессом. Пресс отжимал остаток влаги и после этого чуть влажные листы заготовки развешивали в тени ( обязательно под навесом) для воздушной сушки.
 Подсушенная бумага поступала к гладильщикам: на мраморной доске лист разглаживался костяным стеком (своего рода плоский и очень гладкий нож без ручки). Проглаженная таким образом бумага поступала к проклейщику. Он пропитывал лист желатиновым раствором и снова развешивал для сушки. Высохший лист вновь поступал к проклейщику для обработки другой стороны, после чего лист снова развешивали для сушки. Проклеенный лист возвращался к гладильщику. Он повторял операцию выглаживания листа и передавал ее, если нужна была полированная бумага (тип современной мелованной бумаги) полировщику. Он полировал ее слоновой костью и завершал свои действия обработкой поверхности яшмой, нефритом, агатом, ониксом. Чаще всего применяли агатовые лощила. Подобная техника лощения или полировки сырого изделия из глины сохранена и по сей день. Такие изделия, называемые в керамике «лощеными», пользуются успехом у любителей керамики."