Форум кладоискателей

Свободное общение - форум кладоискателей => Творчество форумчан => Тема начата: Phantom_110 от 28 Февраль 2009, 16:47:17



Название: Храм Великого мученика Дмитрия Солунского
Отправлено: Phantom_110 от 28 Февраль 2009, 16:47:17
1.Введение. Цели и задачи.
      В детстве мой дедушка мне рассказывал (а он был очень интересным рассказчиком) много историй из своей жизни, об участии в Великой Отечественной войне и конечно о нашем родном городе Дмитровске. Мой дед-коренной дмитровчанин , прожил всю жизнь в Дмитровске , любил его и гордился им.  Поэтому возник  у меня интерес к краеведению. Я систематически  посещаю  наш краеведческий музей,  изучаю  литературу об истории  дмитровского края,  собрал  копии топографических и военных карт г.Дмитровска и района от 1789 года до наших дней.

2.Методика работы.
     Для того, чтобы написать данную работу, я посещал: краеведческий музей, беседовал с настоятелем храма Дмитрия Солунского – Палкиным В.Б., знакомился с материалами, собранными руководителем Паниной Н.М., применял некоторые данные из книги И.М.Жудина «Все о Дмитровске», и так же использовал фотографии взятые с официального сайта г.Дмитровск.

3.Полученные результаты. Содержание работы. 
     Основанный в более поздний период истории, чем другие города Орловского края, Дмитровск никогда не был крепостью , ибо ко времени его основания территория этой местности уже далеко отстояла от пограничных рубежей Отчизны и требовала не военного, а хозяйственного освоения. Но, тем не менее, основание этого города тоже было связано с военными действиями , происходившими далеко от этих мест.                                                                                                                               
     Тогда, в 1711  году, во время Прутского похода Петра 1 , русским войскам пришлось вступить на земли Молдавии, народ которой  многие десятилетия стонал под невыносимым турецким игом и питал надежды, что с помощью России ему удастся освободиться от неприятеля. Отражением пожелания молдавского народа было заключение союзного договора между  господарем Молдавии Дмитрием Кантемиром и Петром 1 – договора о совместной войне против Турции и добровольном вхождении Молдавии в состав России. За верность союзническому долгу и возмещение потерь, связанных с войной, Петр 1 щедро наградил Дмитрия Кантемира. Одной из наград было пожалование в Севской  провинции Комарицкой волости большой вотчины в 1000 дворов, где Кантемиром была основана княжеская усадьба.  По обычаям того времени новое поселение было названо по имени хозяина усадьбы Дмитрия Кантемира – селом Дмитровкой.
      Усадьба князя Кантемира, общей площадью в двенадцать десятин, была спланирована по французской садово-парковой моде, где в строгой симметрии пролегали широкие кленовые и липовые аллеи, а пространство между аллеями заняли фруктовые насаждения. В наши дни могучие липы, свидетели истории,  донесли  нам память об основателе города. Тогда же была построена  кирпичная ограда , по углам выложены из кирпича  сторожевые башни с бойницами . Ограда имела западные (парадные) и восточные (хозяйственные) ворота , которые  позже за ненадобностью  были заложены кирпичом, а в северной стене ограды парка , обращенной в сторону города, были сделаны входные ворота, которыми пользуются и поныне. Сегодня стена ограды - это памятник архитектуры. В западной  части парка-сада был построен деревянный дворец,. Совсем рядом , но за пределами усадьбы по чертежам самого Кантемира  в 1723 году началось строительство каменной церкви.  Построена она была в честь святых – Дмитрия Солунского и императора Римской империи Константина и его матери Елены .  Дмитрий Солунский был сыном римского проконсула в городе Фессалоники в Греции.  Родители его тайно исповедовали христианство. После смерти отца император назначает Дмитрия проконсулом  в  Фессалоникийской области. Главная задача, возложенная на молодого стратега , состояла в обороне города от варваров и истреблении христианства. Однако Дмитрий , презрев опасность, стал учить жителей христианству. 26 октября 306 года он был убит , а тело его тайно предано земле. При императоре Константине над могилой была воздвигнута  церковь. Сто лет спустя на этом месте был построен новый величественный храм.
     8 ноября (26 октября) ежегодно отмечается престольный праздник в честь Римского императора (царя) Константина и его матери Елены. Святыми царями они были провозглашены за то, что при их правлении  христианская религия стала государственной. В конце Х века христианская религия в виде православной ветви была распространена в Киевской Руси.  В честь этих святых при рождении были наречены Дмитрием сам Кантемир, а Константином  его отец.
     Как известно, первая церковь , домовая церковь князей Кантемиров , до 1787 года была единственной церковью в Дмитровске. В 1789 году она была перестроена. Это единственное в области архитектурное произведение  в стиле борокко петровского времени. Церковь  двупрестольная.  Храм в архитектурном   плане крестообразный. Его рукава изнутри по высоте равны центральному  четверяку. Нижний ярус расчленен тонкими пилястрами, сдвоенными на углах.
     В 1802 году она стала общегородской церковью , или Соборной, ее до сих пор продолжают горожане называть Старым собором. В день престольного праздника этого храма  собиралась ярмарка «Цари». Ярмарка была самой древней ярмаркой в Дмитровске, так как начала проводиться еще с конца  20-х годов 18  века – со времени постройки и освящения этого храма. И многие годы она была единственной ярмаркой , пока не были построены другие церкви и не возникли другие ярмарки.
     Когда же в 1780 году владелец  Дмитровки князь Сергей Кантемир умер, то согласно его завещанию, она перешла в собственность Коронного ведомства, в собственность Екатерины 11, которая 25 июня 1782 года издала указ следующего содержания: «По выгодному положению, состоящего в Орловском наместничестве села Дмитровки, повелеваем учредить оное городом, переведя туда все присутственные места…»  Так Дмитровка была переименована в уездный город Дмитровск.
     Через пять лет после преобразования села Дмитровки в уездный город  Дмитровск  в 1787 году была построена деревянная церковь, которая была освящена  в честь иконы Казанской Божьей Матери – иконы , считавшейся покровительницей царского рода Романовых . Это было сделано дмитровцами в благодарность Екатерине 11  за ее покровительство городу Дмитровску.  В 1827 году, сорок лет спустя, вместо деревянной церкви на той же площади была построена двупрестольная  двухэтажная каменная церковь.
     В 1832 году было завершено строительство Троицкой соборной церкви, в городе ее называли Новым собором. Это была трехпрестольная церковь.
     В 1842 году была построена церковь на пожертвования горожан  и освя-щена  в честь Рождества пророка Предтечи, Крестителя Господня Иоанна . Это была общегородская кладбищенская церковь.
     В 1871  году на западной окраине города, было завершено строительство храма , который был освящен в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Приход этой церкви получил наименование  Покровского.
     В 1878 году при дмитровской тюрьме была построена церковь. Она была освящена в честь Святого Симеона, епископа Персидского. Эту тюремную церковь горожане называли Симеоновской.
     Была в городе и старообрядческая церковь. Стояла она в глубине двора богатых купцов Рыболовых. 
     В дни праздников колокольный перезвон оглашал окрестности города.
     По данным статистики в 1897 году по Дмитровскому уезду насчитывалось 125 священников и 34 человека обслуживающего персонала, а в городе 12 священников и 7 человек обслуживающего персонала.
     Каждая церковь имела  свой приход , который состоял из прихожан , проживающих на территории, прилегающей к храму.
     В книге «г.Дмитровск. Его церкви и приходы» изданной в Х1Х веке о церкви Дмитрия Солунского записано: «Каковое поместье, называвшееся прежде сельцом, стало называться Дмитровкою. С 1802 года приход этот сделался Дмитровским городским. Состоит он из деревень Трубичино, Вертякино и 47 городских домов.  Душ числится 569 – мужского пола и 604 женского. Прихожане по сословиям – чиновники, военные, купцы, мещане и крестьяне. Полевой земли при церкви 33 десятин в расстоянии удобном. Причт состоит из священника и псаломщика.»
     Жители города, занятые повседневным трудом, главным образом в своих домах и хозяйствах, могли общаться друг с другом по праздничным и воскресным дням при посещении церквей. В церковь, практически , ходили все. Верующими считались все. Какой веры - не имело значения. При рождении ребенка его крестили в церкви. А раз крещенный , то и верующий. Тогда вера ставилась по значению выше национальной принадлежности. В церковь люди приходили не только помолиться и послушать проповедь священника, но и обменяться новостями, встретиться  со знакомыми, родственниками. В церквях прихожанам зачитывались указы и манифесты, сообщались другие новости.
     В церкви Дмитрия Солунского в 1888 году венчался выдающийся русский композитор  Василий Сергеевич Калинников  с  Софьей Николаевной Ливановой. Отец Софьи Николаевны  был священником в Новом Соборе.  И, когда в 90-х годах в город приезжал  на отдых к своему тестю Н . Ливанову  В.С.Калинников  ,то  выступал со своими сольными концертами , дирижировал городским большим  струнным  оркестром, который горожане называли «симфоническим».
      До конца 20-х годов прошлого века церковь была действующей, но в 1930 году во время борьбы государства с религией, её закрыли. Колокола были сняты и увезены на переплавку на станцию Комаричи, ограду разобрали и вывезли. Со стен были сорваны иконы, церковное имущество сожжено. В огне погибла знаменитая икона Корсунской Божьей Матери. Церковные реликвии, рясы забрал УКОМ комсомола для антирелигиозной пропаганды. Здание церкви хотели взорвать, как поступили с четырьмя другими. Специально собирали подписи под сочинёнными в горсовете просьбами-заявлениями о закрытии церквей. Некоторые жители города отказывались подписывать подобные бумаги.
     Рабочий Василий  Внуков предложил в здании  храма  разместить столярные мастерские «Кустпрома».  Местные власти прислушались к предложению,  все с  уважением относились к Василию – его брат коммунист Федор Внуков был казнен деникинцами осенью 1919 года. Таким образом старинный памятник архитектуры был спасен от уничтожения.
       И началась новая жизнь собора. Кроме столярных мастерских  здесь размещался бондарный цех. Настенные изображения на библейские темы были забелены известью.  А с октября  1941 года по август 1943 года наш город  был захвачен фашистами.  На территории города и района проходили бои, немцы на колокольне установили огневую точку и обстреливали наших бойцов сверху.  Часть восточной стены храма была повреждена взорвав-шимся снарядом, на уцелевших стенах многочисленные следы от пуль.
    В августе 1943 года, после освобождения нашего города и района от немецко-фашистских захватчиков жители города во главе с отцом Василием занялись восстановлением сооружения собора с целью вернуть его прихожанам.
      Еще в начале 40-х годов в г.Дмитровск приехал священник Прохоров Василий. Он, как «служитель культа» был заключенным одного из сталинских лагерей и выжил  от голодной смерти благодаря умению складывать печи и знанию инженерного дела. Священник был одинок, из близких людей у него была одна дочь, которая проживала  в г.Курске . По воспоминаниям современников, отец Василий был человеком требовательным и хорошо разбирающимся в строительных работах. 
       Силами местных художников начались реставрационные работы по восстановлению настенных изображений библейских сюжетов, были написаны 12 икон (по количеству главных праздников). Активное участие в восстановлении храма принял  известный горожанам фотограф А.А.Тетеркин, земляк-художник А.Д.Нестеров. Резными работами руководил замечательный мастер-резчик Н.Г.Иванов .  Прихожане дарили храму свои иконы.
     После восстановления и реставрации в соборе начались богослужения.
     Более 20 лет священник отец Василий служил в церкви Дмитрия Солунского. По словам людей, хорошо знавших его, это был  интеллигентный  человек, скромный, добросердечный по отношению к прихожанам, поддерживал их как морально, так и материально. Отец Василий был настоящим подвижником и оставил в сердцах  дмитровцев очень теплые воспоминания.  Жизнь священника была омрачена изданием клеветнической  книги, «Человек с крестом» одним из орловских писателей, в которой беззащитный  человек обвинялся во всех смертных грехах.  Но изменить мнение людей невозможно. Отец Василий умер более 30 лет назад и похоронен на городском кладбище, а в настоящее время рассматривается вопрос о причислении его к лику святых.
     С 60-х до 90-х годов в церкви Дмитрия Солунского сменилось пять священников. С 1986 года  по настоящее время служит Валерий Борисович Палкин, который не любит рассказывать о себе и своих делах. Его проповеди с интересом слушают прихожане. Отец Валерий человек эрудированный, хорошо знает историю владеет вопросами политики.
     О работе, проделанной отцом Валерием по благоустройству храма и прилегающей территории поделились его помощники Хомякова А.Ф., Красовская В.В, Красовская Л.В и Кизилова М.П. Сделана новая котельная, заменен водопровод, построен крестильный дом, в котором организована воскресная школа.  После урагана 1986 года пострадавшую крышу и кресты заменили новыми, обработав сусальным золотом, проведен большой внутренний ремонт.
   
     
4.Выводы.
     Меняются времена, постепенно к людям возвращается православная вера в бога, появляется желание посещать  православный храм, основанный Молдавским господарем  Дмитрием Кантемиром. Крепнут связи с молдавской землей. Подаренный президентом Республики Молдова В.Ворониным иконостас занял своё место в храме.
     Близится юбилей города – 300-летие со дня его основания. К этой знаменательной дате на месте церкви Иоана Предтечи  будет построена часовня. И хочется верить, что жителей нашего города ожидает  счастливое и светлое будущее.
     Меня заинтересовала исследовательская работа на основе краевед-ческого  материала, и я ее продолжу в будущем, раскрывая другие темы.

5.Библиографический обзор.
1. Книга из орловского книгохранилища «г.Дмитровск. Его церкви и приходы.»
2. Записи краеведа Т.С. Ливановой, составленные на основе архивных данных «Памятная книжка Орловской губернии на 1860 г.»
3. Д. Святский «Исторический очерк городов Комарицкой волости»
Орел 1908 г.
4. Конспект Паниной Н.М. по книге «История Орловсой епархии» Орел 1899г.
5. И.М.Жудин «Все о Дмитровске»  Орел 1997 г.


Готовая работа убил 2 недели ::)