барбос
|
|
« Ответ #125 : 27 Май 2016, 08:45:14 » |
|
Поди угадай кому принадлежал, спросим может конкретизируют точнее. Этническая история Орловщины и окружающих регионов богата и интересна. Этническую историю культур различных народов и религиозные культы можно проследить как по остаткам материальной культуры, так и по погребальному обряду, в чем существенную помощь оказывают данные археологии.
Каменный век
Древнейшие памятники археологии Орловщины относятся к позднему палеолиту - 20-10 тыс. лет назад , и к периоду мезолита – 8-6 тыс. до н.э.
Сказать что-то определенное о религиозной культуре того времени весьма затруднительно, возможно предположить существование солнечных культов в зачаточном состоянии, примитивный шаманизм, культы тотемных животных.
Этническая принадлежность населения тех эпох точно не определена, единственно известно – это был человек современного биологического типа – кроманьёнец.
Неолит – ''новый каменный век'': IV – III тыс. до н.э. -отмечен изобретением керамики, возникновением зачатков скотоводства и земледелия, улучшением орудий труда – именно в неолите лежат истоки возникновения религиозных культов, происходит формирование этнических групп.
Неолитическое население Орловщины и сопредельных регионов по этническому составу остается загадкой, одна из гипотез говорит о том, что племена неолитических охотников и рыболовов близки к предкам фино–угров.
Бронзовый век
Первые племена, которые являются именно индоевропейцами, появились на нашей территории в конце III тыс. до н.э. – в эпоху бронзы. Это археологическая культура ''шнуровой керамики и боевых топоров'', пришедшая с территории Западной Европы.
Данные племена, расселившиеся на огромной территории Европы, в лесной и лесостепной зоне были пастухами – скотоводами, знали обработку меди, бронзы, серебра, золота, хотя и использовали во многом каменные орудия труда.
Многие исследователи видят в общности этих пастушеских племен бронзового века первых индоевропейцев – еще не разделившихся языковых предков германцев, балтов и славян.
Сделав отступление, нужно сказать о возникновении племен бронзового века:
В конце III –II тыс. до н.э. климат был более теплый и сухой – суббореал – что способствовало увеличению площади степей, и развитию скотоводства (по Орловщине степь распространялась по всему юго -востоку,а языки степи доходили до современного Болхова).
На территории Орловщины есть памятники раннего бронзового века – Среднеднепровской археологической культуры – она известна в верховьях р.Оки, в Кромском районе (в т.ч. на городище ''Кураб'').
Предками Среднеднепровцев считаются северные (лесостепные) племена древнейших индоевропейцев – Древнеямной археологической культуры, а также, возможно, в формировании принимали участие и племена поздних Трипольцев.
Древнеямная культурная общность – первые племена индоевропейцев – пастухов еще периода энеолита(меднокаменного века),первыми приручившими лошадь в степных районах Украины. Считается, что они вошли в состав группы индоевропейских племен, ушедших далеко на восток – в регионы Заволжья, Южного Урала, и вплоть до Ирана и Индии. (Ведийские Арии).
Древнеямные племена имели сложившиеся религиозные культы, скорее всего солнца и огня, хоронили умерших в ямах под курганами (отсюда и название культуры), в скорченном положении , посыпая красной охрой, с богатыми погребальными дарами – что говорит о сложившейся вере в загробную жизнь и последующее возможное перерождение – реинкарнацию, ибо скорченное положение человека – аналог положения ребенка до рождения.
Племена известной Трипольской культуры исповедовали солнечные культы – культ солнечного быка, а также культ земледелия, связанный с поклонением богине плодородия, богини –матери – земли. У Трипольцев впервые на ритуальных женских статуэтках начертан знак плодородия – один к одному похожий на славянский – перекрещенный ромб с точками.
В ареале своего расселения Древнеямные племена и поздние Трипольцы достигали и лесостепных регионов Среднего Поднепровья, где сформировалась в конце III тыс. до н.э. Среднеднепровская культура.
Т.о. племена Среднеднепровцев, чьи памятники есть и на Орловщине, имели некоторую этническую и культурную связь с Древнеямскими племенами (вошедшими в состав переселенцев –ариев) и высокоразвитыми Трипольцами.
Племена Среднеднепровцев, были в основном скотоводами, земледелие тогда еще не получило должного развития.
Курганный обряд погребения этих племен был связан с их религией. В одном случае тело умершего клали на спине, чаще на боку в скорченном положении, головой на запад, с богатым погребальным инвентарем – это говорит о вере в загробную жизнь , в то, что страна мертвых находится на западе, и что после смерти наступит новое рождение, гораздо реже применялось трупосожжение.
Ближайшими родственниками, или потомками вышеописанных племен были известные Фатьяновцы . Жили они в основном севернее Орловщины, но их памятники могут быть и на севере нашей области.
От Фатьяновских пастухов – скотоводов не сохранилось поселений – только их погребения – бескурганные могильники на высоких берегах рек и озер. Это были родовые кладбища, которые устраивались отдельно от ''мира живых'', на высоких местах, обязательно рядом с водой. Возможно, в таких местах справляли обряды, связанные с культом предков.
Мертвых хоронили в скорченном положении, мужчин на правом, женщин на левом боку, головой на запад, лицом на юг или юго-восток – к восходу солнца. В могилу клали украшения, оружие, сосуды – все, что могло пригодится в загробной жизни. Прослеживается ритуал очищения огнем – в захоронениях скопления золы рядом с телом. Все это указывает также на развитую веру в загробную жизнь и последующее перерождение.
Фатьяновцы были солнцепоклонниками – на сосудах и изделиях постоянно встречаются солярные – солнечные знаки. Распространен был культ медведя – амулеты из зубов, ритуальные кинжалы из медвежьей кости, каменные топоры с изображением медведя.
Иногда в могилу клали жертвенных животных –козу, овцу. Обязательным предметом в могиле мужчин, а иногда и женщин, являлись каменные сверленые боевые топоры, в могилу вождей изредка клали дорогие медные топоры – вообще считается, что Фатьяновцы были довольно воинственными – их каменные топоры - молотки пригодны только для охоты или войны, а не для хозяйства.
Фатьянофцев считают языковыми предками балтов и славян.
На юго-востоке Орловщины есть памятники еще одной культуры раннего бронзового века -Катакомбной. Племена этой культуры хоронили своих умерших под курганами в особых ямах с ответвлением – катакомбах, вход заваливали камнями, дно могильной ямы покрывали охрой, известью или камышом, тело человека клали также в скорченном положении, лицом ко входу, рядом располагались сосуды, орудия труда или оружие.
К позднему этапу бронзового века (сер. II – нач. I тыс. до н.э.) на территории Орловщины известна Сосненская культура – потомки Среднеднепровцев, она известна в центре и на западе Орловской области (Мценский и Шаблыкинкий районы).
У Соснинских племен существовал обряд погребения под курганами и в грунтовых могильниках, с трупоположением или кремацией.
Мертвых клали на боку в скорченном положении, головой на запад или восток; или сжигали умерших, а прах рассыпали в могильной яме, или помещали в сосуды-урны.
Курган окружали рвом или оградкой из столбов ,жгли костры над могильной ямой с целью очищения огнем, для загробной жизни помещали рядом с телом погребальный инвентарь.
Соснинцев считают непосредственными предками восточных балтов, одними из предков сформировавшейся позднее славянской народности.
На юге Орловщины, в лесостепи, жили племена Срубной археологической культуры, пришедшие из Заволжья. Под курганной насыпью они устраивали погребальную камеру из дерева –сруб, умерших хоронили в скорченном положении головой на запад или северо-запад, реже на северо-восток. Курганы данной культуры известны по юго – востоку Орловщины, в Ливенском и Должанском районах.
Срубные племена относят к иранской языковой группе, к возможным предкам киммерийцев или скифов. Даже сейчас на юге Орловщине, на притоках реки Сосны часты названия рек с иранским корнем – Тим, Олым, Кшень.
|