Форум кладоискателей
29 Март 2024, 01:34:21 *
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
Новости:
 
   Начало   Помощь Войти Регистрация  
Страниц: [1] 2
  Печать  
Автор Тема: Собор Николая Чудотворца в Мценске  (Прочитано 29892 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
amchanin
Новичок
*
Offline Offline

Сообщений: 44



Email
« : 25 Январь 2015, 12:40:36 »

 Большой кирпичный храм в стиле классицизма, выстроенный вместо каменного собора 1672-1681. Заложен в 1810, трапезная окончена в 1837, основной храм в 1841. Приделы в трапезной Афанасия Александрийского и Параскевы Пятницы, боковые приделы главного храма Стефановский и Печерский. Основной объём - четверик, увенчанный крупной ротондой, с трапезной и боковыми приделами, завершёнными малыми куполами. Отдельно стоящая многоярусная колокольня эклектичной архитектуры построена в 1865-1875.
 В соборе хранился чудотворный образ Николая Чудотворца, вырезанный из дерева, явленный в 1415.
 Стоял на вершине Соборной горы (в XVII веке гора Самород) при впадении в Зушу речки Мцны.
«Дом святого Николы» во Мценске являлся одним из древнейших храмов Орловщины и, предположительно, существовал уже в XII в. Пер вые же документальные упоминания о нем от носятся к 1625 г. Деревянный «клетский» собор находился в центре Мценского кремля – Рубле ного города. Кроме собора, в кремле находилась деревянная «клецкая» церковь Параскевы Пят ницы. В 1672 г. взамен деревянного обветшав шего храма на этом месте иждивением Богдана Давыдовича Протасова началось строительство каменного собора с колокольней, продолжавше еся до 1681 г. Здесь же в 1689 г. был захоронен и строитель храма. В 1757 г. собор сильно постра дал во время «великого» городского пожара. Тог да же полностью сгорели остатки деревянной Мценской крепости и церковь Параскевы Пят ницы, заново отстроенная уже в другом месте, в Ямской слободе. В этом же году были разобраны старые трапезная и колокольня, взамен которых заложили новые. К 1773 г. более обширная тра пезная, в которой устроили придел во имя Афанасия Александрийского, и высокая колокольня в стиле «барокко» «прекрасной архитектуры» были «по надлежащему устроены, иконостаса ми, святыми иконами и прочим церковным благолепием украшены».
 Но к началу XIX в. старый собор уже обвет шал и стал маловместителен для прихожан быстроросшего и богатевшего торгового города, поэтому проект нового собора, более величественного и обширного, был заказан известному русскому архитектору Аврааму Ивановичу Мельникову (1784–1854). Новый собор заложили в 1810 г. на территории между старым собором и тем ме стом, где некогда стояла Пятницкая церковь. В 1837 г. окончили теплую трапезную с двумя пре столами: Св. Афанасия Александрийского и Св. ПараскевыПятницы. Несколько позднее старый собор разобрали, оставив от него только колокольню и расширив новый храм за счет возведения обширных приделов с северной и южной сторон, первого – во имя Первомученика Стефана, второй – во имя Печерской Божией Матери, оконченных в 1841 г. В 1844–1845 гг. собор был расписан «стенным письмом» худож никами Тихоном и Николаем Богдановыми. В 1859 г. территорию окружили каменной с желез ной решеткой оградой. В 60 е годы XIX в. была ра зобрана старая соборная колокольня, вместо ко торой в 1865 г. местным протоиереемИльей Со коловым и купцом Николаем Ивановичем Золотаревым началось строительство новой коло кольни по проекту профессора Горностаева, оконченной через десять лет «тщанием соборного старосты, мценского купца Ионы Николаевича Шарапова».
 Самый большой из колоколов на соборной колокольне весил 718 пудов и был отлит на московском заводе Смагина. Несколько ниже в отдельном проеме висел старинный вестовой колокол, находившийся некогда на одной из башен Мценской крепости. Надпись на нем гласила: «7188 (1680) февраля в 2 день, Вели кого Государя казенной вестовой колокол во Мценск».
 Главной святыней собора являлся чудотвор ный деревянный образ Св. Николая Чудотворца – «резной... чудный и, можно даже сказать, страшный», к которому ежегодно приходили поклоняться сотни тысяч паломников. Пред метом почитания также был и камень в виде креста, на котором образ, по преданию, при плыл во Мценск в 1415 г. против течения реки Зуши. Собор привлекал внимание проезжавших через город путешественников, описавших его в своих воспоминаниях и дневниках, к числу которых относились поэт и драматург князь И.М. Долгоруков, филолог И.И. Срезневский и другие. Сюда на поклонение чудотворному образу перед трудной работой по подковке «аглицкой» блохи направил своего героя – Левшу Н.С. Лесков.
 Храм был взорван в 30 е годы XX в., а остатки его стен простояли до начала 60 х годов. В 1996 г. к 850 летию г. Мценска на его месте по ставили кирпичную часовню.

(Архитектурные древности Орловщины Неделин В.М., Ромашов В.М.)

Уважаемые камрады, вопрос такой, как думаете можно ли найти чертежи этого Собора, если да, то где? И пожалуйста, если есть ещё какая-нибудь инфа по Собору,фотографии и т.д. выкладывайте в этой теме, буду признателен.
 


* Собор 4.jpg (20.38 Кб, 500x299 - просмотрено 1794 раз.)

* Собор 3.jpg (29.42 Кб, 500x342 - просмотрено 1750 раз.)

* Собор 2.jpg (37.75 Кб, 413x479 - просмотрено 1738 раз.)

* Собор 1.jpg (20.21 Кб, 500x273 - просмотрено 1835 раз.)
Записан
Le-ks
Постоялец
***
Offline Offline

Пол: Мужской
Сообщений: 187



« Ответ #1 : 25 Январь 2015, 20:29:12 »

Уж не восстанавливать решил кто-нибудь?
Записан
xman
Постоялец
***
Offline Offline

Пол: Мужской
Сообщений: 222



Email
« Ответ #2 : 26 Январь 2015, 01:16:00 »

Уж не восстанавливать решил кто-нибудь?
Да успокойтесь Вы, восстанавливать, ума не хватает чтобы заграждения какие нибудь поставить,чтоб туда хоть ни ездили,а то дорогу накатали, каждый день машины  туда сюда по часовне гоняют, срач не выносимый, снег потает туда зайти страшно будет, с другом на днях напилили бревен на речке привезли накидали на дороге и связали проволокой,чтоб ни ездили.
Записан
amchanin
Новичок
*
Offline Offline

Сообщений: 44



Email
« Ответ #3 : 27 Январь 2015, 12:05:56 »

Это Вы молодцы, что дорогу перекрыли. А по поводу восстановления,было бы конечно здорово...Но на данном этапе пока только собираем всю информацию, чтобы в дальнейшем разработать проектно-сметную документацию (благо хороший приятель трудится в столичном архитектурном бюро,поэтому прайс будет не космос,средства уже имеются), хотя бы приблизительно, во сколько может обойтись строительство, а когда будет известен порядок цен...там будет видно.Одно могу сказать точно, есть очень много людей, которые поддерживают эту идею, и готовы оказывать всякого рода помощь, в реализации данного проекта.
Согласитесь, было бы великим достижением и достоянием для всех, если бы на горе Самород, вновь возвышался красавец Собор (Дом Святого Николы),а с колокольни разливался перезвон колоколов Непонимающий А там,с Божьей помощью, может и чудотворный деревянный образ Св. Николая Чудотворца вернулся к своим горожанам...
Все мысли,пожелания, идеи в тему, будем признательны Всем.
С Уважением.
Записан
xman
Постоялец
***
Offline Offline

Пол: Мужской
Сообщений: 222



Email
« Ответ #4 : 27 Январь 2015, 16:58:13 »

Конечно было бы супер если бы все реализовалось,будем надеяться что все так и будет.
Записан
amchanin
Новичок
*
Offline Offline

Сообщений: 44



Email
« Ответ #5 : 27 Январь 2015, 19:41:53 »

Немного информации:
 Справка эксперта по живописи и иконописи 18-20 веков Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия, кандидата искусствоведения Марианны Комовой.

Иконография Николы Можайского,или Николы Ратного связана со скульптурами западно-европейской иконографии, почитавшимися при гробнице Николая Чудотворца в итальянском городе Бари и связана с перенесением мощей в период крестовых походов конца 11 века. Первые подобия скульптуры появились в России в 14 веке и связаны с подарками частиц мощей московским князьям. Мощи, вероятно, вкладывались в реликварии, сделанные в виде скульптуры Николая Чудотворца. Предположительно, мощевики находились в спине или голове фигуры

Почитание скульптуры Святителя Николая во всех древних городах связано со сказаниями о Николае Чудотворце, сложенными в 16 веке. Во Мценске есть тексты, относящиеся к 19 веку, в Рязани — к 17 веку. Все сказания восходят к западно-европейскому тексту жития святого Николая Мирликийского. Скульптура приплыла по воде к берегу, ее перевозили на повозке к Борийскому храму. Все детали повторяются в иносказательной форме в легенде о Николе Мценском, Рязанском, Можайском, Псковском. Интересная особенность русских легенд: скульптура является вместе с Параскевой Пятницей.

На скульптуре Чудотворный образ Святителя Николая в городе Мценске изображен в виде оранта, то есть молящимся с расставленными в стороны руками. Подобные изображения святых часто были покровителями городов. Меч в руках знаменует функцию защитника. Согласно русской традиции, в руке — ковчег с дарами — точное изображение, которое есть в городе Бари.

В Болхове скульптуру Николы Ратного стали почитать в 17 веке, а в 18-19 веках были организованы крестные ходы из Мценска в Болхов и обратно с почитаемой скульптурой. Первая скульптура в Болхове, подаренная Иваном Грозным, находилась в Спасо-Преображенском соборе. Скульптура святителя Николая, хранящаяся в Болхове во Введенском храме, относится ко 2 половине 17 века.


* * *

А в г. Мценске хранится очень почитаемая деревянная скульптура Святителя Николая в полный рост, с мечом. По преданию она приплыла на плоту по реке Оке мимо города Белева, вошла против течения в реку Зушу и пристала к высокому берегу Соборной горы Самород в 15 веке. Из архивных источников и литературных текстов о почитании святыни известно, что до революции она хранилась в Николаевском соборе на горе (взорван в 1932 г., теперь здесь часовня), а сегодня находится в храме святых апостолов Петра и Павла на Соборной горе.

Имя священномученика Кукши известно на Орловщине всем: и духовным и светским лицам. Святой Кукша Киевопечерский — небесный покровитель Орловщины.

В летописи и житии святого Кукши сказано, что в 12 веке из Киева по Днепру, а затем по реке Десне, приплыли в брянские и орловские края инок с именем Иоанн Кукша и его ученик Никон. Между Болховом и Мценском, вблизи нынешнего села Карандаково, у реки они основали миссионерский стан (ныне здесь монастырь и святой источник во имя священномученика Кукши). В акафисте святому Кукше сказано, что «он вятичей крестил, езеро иссушил, бесов прогнал, чудеса творил». Кукша причислен к лику святых как равноапостольный именно за крещение вятичей, наших предков, и за свою мученическую смерть — усекновение главы. В 2013 году исполняется 900 лет памяти святого Кукши, ибо здесь в лесной чаще в 1113 году «Кукша противу рассвета убиен бысть». (На Орловщине имя святого Кукши носят Орловское историко-церковно-археологическое общество, православная гимназия и мужской монастырь).

После убиения святого Кукши христиане спрятали в тайнике горы Самород во Мценске христианские святыни и язычество вновь воцарилось в нашем крае почти на 200 лет. И только в 1415 году в наши земли пришли черниговские князья и привезли епископов, которые вновь крестили вятичей (так называемое, «второе крещение амчан»).

В 1824 году в бытность Преосвященного архиепископа Гавриила древний тайник был обнаружен, найден желоб из тайного источника, скрытый в глубинах горы, обретены святыни. Событие это было широко освещено во многих газетах и журналах.

Игумения Евфалия (Мастепанова), Инна Зорина // Информационный центр Болховского благочиния
Записан
amchanin
Новичок
*
Offline Offline

Сообщений: 44



Email
« Ответ #6 : 27 Январь 2015, 19:56:45 »

Фото             


* duhov_07.jpg (34.03 Кб, 300x249 - просмотрено 1639 раз.)
Записан
amchanin
Новичок
*
Offline Offline

Сообщений: 44



Email
« Ответ #7 : 27 Январь 2015, 19:57:29 »

Ещё


* 01.jpg (35.59 Кб, 199x295 - просмотрено 1668 раз.)
Записан
amchanin
Новичок
*
Offline Offline

Сообщений: 44



Email
« Ответ #8 : 27 Январь 2015, 21:41:32 »

Никола Амченский
Они шли вовсе не в Киев, а к Мценску, к уездному городу Орловской губернии, в котором стоит древняя «камнесеченная» икона Св. Николая, приплывшая сюда в самые древние времена на большом каменном же кресте по реке Зуше. Икона эта вида «грозного и престрашного» — святитель МирЛикийских Никола Амченский изображен на ней «в рост», весь одеян сребропозлащенной одеждой, а лицом темен и на одной руке держит храм, а в другой меч — «военное одоление». Вот в этом «одолении» и заключался смысл вещи: Св. Николай вообще покровитель торгового и военного дела, а «мценский Никола» — в особенности».

Это — из лесковского «Левши»: тульские мастера, получившие задание превзойти «аглицкую тонкую работу», отправились прежде всего благословиться к «Николе-угоднику Амченскому» — одной из самых известных святынь Центральной России.

«В простонародье город Мценск называется Амченском, а жители амчанами. Амчане ребята бойкие; недаром у нас недругу сулят «амчанина на двор», — писал в «Записках охотника» И. С. Тургенев.

Мценск — древнейший город Орловской области. Впервые он упоминается под 1146 годом среди городов Черниговского княжества. Город был основан при небольшой речке Мецны, впадавшей в Зушу. В XVI—XVII веках Мценск являлся одной из крупнейших крепостей на юге России.

Главный храм Мценска, возвышавшийся на высокой и крутой каменной горе Самород, был посвящен Св. Николаю Чудотворцу, считавшемуся покровителем Мценска. По его имени и сам собор, и весь город назывались «Домом Святого Николы».

В Никольском соборе Мценска хранился легендарный «Никола Амченский» — замечательный образ Св. Николая Чудотворца, высеченный из камня очень больших размеров. Этому камню в языческую эпоху, как рассказывает легенда, поклонялись местные жители. После победы христианства над язычеством из камня был высечен образ неодолимого и пламенного защитника церкви Христовой — Св. Николая, епископа Мир-Ликийских. Святитель был изображен во весь рост. В одной руке он держит меч, а в другой — ковчег в виде храма со Св. Дарами.

На поклонении «Николе Амченскому» ежегодно стекались тысячи верующих. Сюда приходили даже паломники с Урала и из Сибири.
История явления этого образа в Мценске связана с историей христианизации здешнего края. Некогда его населяло восточнославянское племя вятичей, пришедшее, по свидетельству Нестора-летописца, «от ляхов». В начале XII века христианство среди вятичей проповедовал монах КиевоПечерской лавры Кукша, который, однако, был убит вятичами в окрестностях Мценска вместе со своим учеником Никоном. По преданию, св. Кукша основал в Мценске Введенскую церковь, которая долгое время была единственным очагом христианства в море язычества, и даже многие годы спустя, когда само имя вятичей давно забылось, «амчане» продолжали жить, по словам летописца, «не зная Закона Божия, но сами творили себе закон». И вывести их из этого состояния смогло только чудо, случившееся в 1415 году...

«Большею части чудеса действуют на внешние чувства толпы, — пишут авторы «Полного православного богословского энциклопедического словаря», — и усвоение истины под влиянием их бывает механическим, не глубоким. Гораздо вернее были те ученики, рассуждает Иоанн Златоуст, которые не чудесами только были привлекаемы ко Христу, но и учением Его, ибо чудеса увлекали более грубых, а более разумных — пророчества и учение. Поэтому те, которые были пленены учением, были тверже привлеченных знамениями; их-то Христос ублажал, говоря: «блаженны не видевшие, но уверовавшие».

Вероятно, нравственное состояние мценского общества в 1415 году было таково, что только чудо могло обратить его в христианство, что в итоге и произошло. Печально, что нечто похожее имеет место быть и в наши дни, когда многие новообращенные приходят в церковь в ожидании какого-то немедленного чуда, и быстро разочаровываются, узнав, что вера во Христа — это прежде всего труд над самим собой...

...В 1415 году жители Мценска, как повествует легенда, стали свидетелями небывалого зрелища: по реке Зуше, прямо против течения, плыл... большой камень с образом Св. Николая Чудотворца. На камне же чья-то неизвестная рука высекла изображение Креста. «И обретоша образ Святителя Николая, яко воин, в руце имущ ковчег, в нем же залог тела и крови Господне».

У подножия горы Самород, на том месте, где камень с иконой пристал к берегу, забил родник, который позднее почитался местными жителями. В 19-м столетии он был благоустроен. А на вершине горы Самород, над местом обретения чудотворного образа, в 1415 году была срублена деревянная Никольская церковь, и в ней установлен «Никола Амченскии». Все «окрест страны живущие» приходили в Мценск поклониться Николе и «всякия болезни свобождахуся».

Впоследствии церковь на этом месте неоднократно возобновлялась. Вместо сгоревшего в годы Смутного времени храма в 1625 году здесь была сооружена очередная церковь, тоже деревянная.

Первый каменный Никольский собор в Мценске с приделами во имя Печерской Богоматери и Первомученика Стефана был построен в 1673 — 1679 годах. В первой половине 19-го столетия его сменил величественный и одновременно очень изящный Никольский собор, сооруженный в 1810—1857 годах по проекту известного архитектора А. И. Мельникова, чьи постройки ныне сохранились в Ростове Великом, Липецке, Курске и других городах.

В 1844 — 1845 годах собор был расписан художниками Тихоном и Николаем Богдановыми. В 1865 — 1875 годах к собору пристроили грандиозную колокольню. Самый большой из висевших на ней колоколов весил 718 пудов. Он был отлит в 1856 году на московском заводе Самгина. Второй по величине колокол, весом 20 пудов, был отлит в 1660 году. Некогда он был «казенным вестовым колоколом» и висел на городской башне — в него били в набат «по вестям», в случае военной тревоги.

Главными святынями собора были образ Св. Николы Амченского и «камнесеченный» крест. Прежде образ Св. Николая часто переносили для молебствий как в села Мценского уезда, так и в соседние города — Белев, Новосиль, Чернь. Специалисты, видевшие образ, отмечают его древность и мастерство, с каким он был исполнен. Камень же, на котором, по преданию, приплыл «Никола Амченскии», не относился к числу горных пород, известных в окрестностях Мценска.

Почитание «Николы Амченского» еще более возросло после большого пожара, случившегося в городе 23 июля 1855 года. Тогда духовенство вышло навстречу пламени с иконой — списком с чудотворного образа, и пламя немедленно стало утихать. Большая часть домов уцелела. В память об этом событии икону одели в сребропозлащенную ризу, а чудотворный образ получил новые ковчег и меч — вместо деревянных они были сделаны из позолоченного серебра.

Украшение города — Никольский собор и его главная святыня, «Никола Амченскии», не сохранились до наших дней. Собор был взорван коммунистами в 1930-х годах. Остатки его еще сохранялись до 1960-х годов, но потом и они были разобраны. Чудотворный образ «Николы Амченского» был утрачен, его судьба неизвестна.



Записан
xman
Постоялец
***
Offline Offline

Пол: Мужской
Сообщений: 222



Email
« Ответ #9 : 28 Январь 2015, 13:14:48 »

Познавательная статья.
Записан
Вятич
Начальник форума
*****
Offline Offline

Пол: Мужской
Сообщений: 3284



« Ответ #10 : 28 Январь 2015, 17:52:11 »

А мне так больше по душе икона Николы Новосильского...
Записан

"Пойми-мне сыграть на скрипке Страдивари - всё-равно что тебе пострелять из маузера Дзержинского."(с)
amchanin
Новичок
*
Offline Offline

Сообщений: 44



Email
« Ответ #11 : 29 Январь 2015, 09:38:28 »

Ещё фото собора...стрелкой отмечена Воскресенская Церковь  со стороны улицы Солдатской (ныне Красноармейская):


* 32434937MBh.jpg (78.9 Кб, 800x485 - просмотрено 1531 раз.)
Записан
amchanin
Новичок
*
Offline Offline

Сообщений: 44



Email
« Ответ #12 : 29 Январь 2015, 09:41:57 »

Панорама Мценска (слева Мцна, справа Зуша), в середине на горе Самород остатки Николаевского собора.


* 32583611Owd.jpg (32.42 Кб, 800x333 - просмотрено 1548 раз.)
Записан
amchanin
Новичок
*
Offline Offline

Сообщений: 44



Email
« Ответ #13 : 29 Январь 2015, 10:44:42 »

Николаевский собор, вид со стороны современного стадиона


* 35542086VGy.jpg (91.31 Кб, 800x541 - просмотрено 1657 раз.)
Записан
amchanin
Новичок
*
Offline Offline

Сообщений: 44



Email
« Ответ #14 : 29 Январь 2015, 10:49:41 »

Как известно, до 1930-х годов XX века на Соборной горе города Мценска (она же – Самород) стоял Николаевский собор, построенный в 1875 году. Точная дата взрыва собора неизвестна, но руины простояли до 1952 года и видны на немецких фотографиях времен войны.
 Видим стены основного объема храма с арками со стороны каждого из бывших приделов (их, напомню, было четыре), вместо колокольни – пустая площадка.
Для наглядности вот аэрофотосъемка


* 35804335mWE.jpg (83.67 Кб, 800x572 - просмотрено 1608 раз.)

* 38327560Xzu.jpg (60.76 Кб, 800x519 - просмотрено 1601 раз.)

* 38327561hlw.jpg (197.36 Кб, 678x453 - просмотрено 1440 раз.)
« Последнее редактирование: 29 Январь 2015, 11:09:00 от amchanin » Записан
Страниц: [1] 2
  Печать  
 
Перейти в:  

Купить металлоискатель, пневматическое оружие
Powered by MySQL Powered by PHP Powered by SMF 1.1.10 | SMF © 2006-2008, Simple Machines LLC Valid XHTML 1.0! Valid CSS!