Форум кладоискателей
20 Апрель 2024, 02:25:25 *
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
Новости:
 
   Начало   Помощь Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: Исторический очерк о Мценске.Читать Всем!  (Прочитано 6220 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
amchanin
Новичок
*
Offline Offline

Сообщений: 44



Email
« : 29 Январь 2015, 08:40:03 »

Очерк нашего земляка Е.В.Алтухова открывающий нам новые исторические аспекты о Мценске.

Вечный город Мценск

Указом президента Российской Федерации
2012 год объявлен «Годом Русской Истории»

Мценск…
Самое лучшее, самое любимое место на Земле – для меня нет ни одного уголка на свете, который так же жил бы в моём сердце, к которому я всё время прикасался бы своей душой!
Мценск постоянно напоминает о себе, зовёт к себе, притягивает к себе и, притягивая, дарит ни с чем не сравнимую радость Свидания с ним, радость Со-переживания с ним, радость Со-чувствия с ним!
Меня иногда спрашивают: «А где ты живешь?»
– Отвечаю без запинки: «Во Мценске!».
– «А в Петербурге?» – удивлённо поднимает брови собеседник.
– «А в Петербурге я работаю», – и потом, помедлив: «Иногда сплю, и немного ем».
А на вопрос: «Когда ты начинаешь собираться приехать следующий раз во Мценск?», – отвечаю: «Когда поезд простучит по мосту через Зушу, увозя меня на север».
Моя сестра время от времени предлагает купить для меня путёвку в тот или иной знаменитый уголок Земли, хочет сделать мне доброе, отправив туда, куда многие стремятся попасть.
«А зачем?» – удивляюсь я.
– Ну, как же, туда ведь все мечтают попасть.
– Но мне вполне достаточно Мценска!
Здесь, на горе Самород, мне кажется, что Небо касается Земли!
Здесь душа, как будто обретает способности фантастической машины времени и легко пронзает прошедшие века и тысячелетия мценской Истории.
Вот уже почти шестьдесят лет я не перестаю удивляться мощи и самодостаточности горы Самород!
Даже в современном состоянии она почти неприступна для человека без специального альпинистского снаряжения.
А если, как в древности, поправить обрывы, да с северной и западной стороны убрать с обрывов дёрн, да полить обрывы водой, да восстановить вал с южной стороны, срытый уже в Новое время, да отрыть там заваленный крепостной ров, который достигал уровня реки и по которому протекал рукав Мцны – Верхняя Мецна, то гора становится совершенно неприступной, как и во все прошедшие мценские тысячелетия.
Приходится ещё и ещё раз удивляться, как хорошо сохранились наши крепостные сооружения!
За засыпанным рвом Рубленого города (1) следует площадка Малого острога, который тоже завершается остатками рва и вала.
Только на этот раз отрезок вала от дороги, проходящей вдоль горы, к Зуше хорошо сохранился и в него «врезаны» с севера постройки подворья священника Петропавловской церкви.
За валом угадывается засыпанный ров, а в направлении от дороги на запад за коротким забором открывается крепостной ров, уже почти в своём древнем великолепии.
Его лучше осматривать со стороны железной дороги – там он спускается почти до уровня воды и постепенно поднимается на восток к дороге, проходящей вдоль Стрелецкой горы.
Дальше на юг от Малого острога лежит территория бывшего Большого острога, с запада ограниченного хорошо сохранившимся валом, перед которым угадываются остатки засыпанного рва.
В связи с тем, что на камнях горы Самород и Стрелецкой горы практически не задерживался культурный слой, можно предположить, что мценские археологические древности могут быть обнаружены только в остатках валов и в материале, которым были засыпаны рвы Рубленного города и Малого острога – именно туда были срыты валы
И, вообще, Мценску очень не повезло с археологией – в середине XIX века при сооружении железной дороги был уничтожен большой могильник, а множество погребальных курганов, на наличие которых указывают все дореволюционные путешественники, оказались в черте города (уходили от нынешней Комсомольской улицы далеко за Болховскую) и были уничтожены населением.
Например, В. Зуев пишет нам из XVIII века: «В Мценске переночевав, на другой день прежде полдень отправились мы дальше в путь, начиная оный на нагорную крутую сторону широкою перспективою, к счастью путешествователей ныне плитняком хорошо вымощенную…Сколь ни гладко была вымощена перспектива, однако нам не без труда было по ней из города подыматься; поднявшись же увидели мы тотчас великое множество по ровному полю находящихся бугров, или, как оные обыкновенно называют в степных местах, курганов, которые не столько величиной, сколько количеством своим примечательны.»(2)
Некоторые раскопки мценских курганов провели в начале ХХ века И.Е.Евсеев и в первой половине ХХ века П.С.Ткачевский, но тогда, к сожалению, методов радиоизотопного датирования ещё не существовало и датировка найденных древностей проведена не была.
Да и на развитие исторической науки в России огромное влияние оказывали идеологические догмы – в царской России Историю Отечества старались начинать с расселения по Русской равнине славян, призвания варягов и принятия Православия, а в России Советской настоящая «история» забрезжила лишь с конца XIX века (с появлением первых пролетарских революционеров), а 1917 год стал её «началом» и «фундаментом».
В 1919 году заместитель наркома просвещения РСФСР М.Н.Покровский написал сочинение о будто бы гнусной русской истории – «Русская история в самом кратком очерке»(4), чем привёл в восторг ненавистника всего русского – В.И.Ленина.
И эта карикатура на Русскую Историю потом преподавалась в Советском Союзе почти до начала Великой Отечественной войны и оказала огромное влияние на негативное отношение ко всему дореволюционному и русскому.
Замечательный исследователь земли вятичей – Татьяна Николаевна Никольская – впервые систематически исследовала археологию нашего края в середине и второй половине ХХ века, провела и небольшие раскопки на северной, ныне свободной, оконечности горы Самород, и констатировала крайнюю скудость исторических находок, уничтоженных крепостными укреплениями Средних веков, руинами Николаевского собора и позициями немецких артиллеристов в 1942-43 годах.
Тем не менее, основываясь на найденных фрагментах древнейшей лепной посуды, она заключила: «… древнерусский Мценск возник на древнем, дославянском поселении…» (5)
Кроме того, Татьяна Николаевна комплексно изучила всю Землю Вятичей, которая включала в себя практически всю Орловскую область, Калужскую, Тульскую, восточную часть Брянской, южную часть Московской и западную часть Рязанской области.
Больше исследуя историю славян-вятичей, она, тем не менее, описывала и дославянскую культуру, которая пребывала на нашей земле до вторжения вятичей в VII-VIII веках по Р.Х.
Огромный интерес представляют для нас её открытия древнейших городищ нынешней Орловской области, которые близко соседствуют с Мценском.
Она пишет: «Вверх по течению реки Орлик в восьми километрах от Орла расположено наиболее древнее из исследованных нами поселений – городище Надежда… Памятник довольно чётко датируется IV-II вв. до н. э.» (6)
Не найдя больше подобных древностей по берегам Цона, Орлика и Оки, она отмечает: «Значительно раньше началось заселение берегов правого притока Оки – Зуши, где известен ряд древних городищ»
Здесь она выделяет, как синхронные с городищем Надежда, городища напротив села Воротынцево (древний Девягорск? (7)), городище Жилино (в трёх километрах от деревни Жилино), городище Зайцево (река Чернь), относя их к IV-II векам до н. э., а найденные древности – к древностям позднескифской зольничной (сейминской) культуры.
«В начале 1980-х годов И.К.Фролов открывает комплекс из десяти селищ по мценскому течению реки Зуши» (Крутой, а «…самый северный комплекс селищ сейминско-верхнеокского симбиоза второй половины I тысячелетия до н. э. открыт И.К.Фроловым в Болховском районе у устья реки Нугрь : 6 селищ.» (Крутой
Получается, что Мценск находится посередине городищ и селищ, расположенных вдоль Зуши, в которых найдены древности позднескифской культуры середины I тысячелетия до Р.Х.
Кроме археологов, наличие ираноязычных (скифо-сарматских) гидронимов подтверждают и языковеды, определяя северную границу распространения ираноязычных гидронимов, как север Орловской области. (9),(10),(11)
Поэтому вполне логично поискать толкование наших исторических мценских названий в иранских языках.
Единственным сохранившимся из ранее многочисленных скифо-сарматских языков, является осетинский. Он записан кириллицей, поэтому с ним легко работать.
Обратимся к словарям:
– «цæнд» – куча камней, масса, громада;
– «æм» – приставка, выражающая совместность.
Осетинская буква «æ» звучит, как краткое «э».
Возможное осетинское слово «æмцэнд» – наша куча камней, наша громада – звучит, как нечто среднее между «эмценд» и «мценд», что очень похоже на «Мценск» и народное – «Амченск» (ск – это наш славянский суффикс).
То есть, название «Мценск» можно перевести, как «Наша гора», что вполне соответствует ощущениям, когда стоишь на горе Самород – самом центре древнейшего Мценска.
Аналогично, название «Зуша» можно перевести, как «Река» (по-персидски «зушидан» – просачиваться из-под земли (о воде))(7) (12) (13)
Название «Мцна» можно перевести, как «Наш источник», а «Балчуг», как «Дорога» – «балц» по-осетински – дорога. Более подробная аргументация – в книге «Люди Света». (7).
В связи с тем, что, как мы уже отмечали, Мценск находится посередине городищ и селищ, возраст которых определен, как ~ 2,5 тысячи лет, то можно утверждать, что и фактический возраст Мценска не менее возраста этих древностей, и что на горе Самород первое поселение построили и обжили люди именно позднескифской зольничной (сейминской) культуры.
Об этом же говорят и наши ираноязычные названия.
Взгляд на карту растительности Орловской области объясняет, почему именно по Зуше, а не по Оке расположены древнейшие археологически известные поселения – южный берег Зуши является древнейшей границей между почвами, характерными для сплошного леса и почвами луговых степей и остепненных лугов. Ока же – это зона сплошного леса левобережья. Лес продолжался и на ее правом берегу.
Поэтому можно предположить, что ираноязычные кочевники, приходя с юга, «упирались» в Зушу, не углубляясь в сплошной лес, хозяевами которого были балты и финно-угры. (7) (14)
Первые письменные упоминания о Мценской земле мы находим у «отца Истории» Геродота (жил в V веке до Р.Х.)
Он повествует: «Если принять Скифию за четырехугольник, две стороны которого вытянуты к морю, то линия, идущая вдоль страны, по длине и ширине будет совершенно одинакова с приморской линией. Ибо от устья Истра (Дунай – Прим. автора) до Борисфена (Днепр – Прим. автора) 10 дней пути, а от Борисфена до озера Меотиды (Азовское море – Прим. автора) еще 10 дней пути и затем от моря внутрь страны до меланхленов, живущих выше скифов, 20 дней пути. Дневной переход я принимою за 200 стадий.» (15)
Кроме того, он сообщает: «Все меланхлены носят черные одежды, отчего и происходит их название*. Нравы у них скифские».

Сноска:* мленос – черный (греч.), хленос – плащ, верхняя одежда (греч.).

Несложный расчет, выполненный в книге «Земля Господня»(14) показывает, что земля меланхленов по Геродоту лежала приблизительно на широте Мценск – Ефремов, что прекрасно согласуется с упомянутыми выше археологическими, этимологическими, почвенными исследованиями.
Более того, территория Мценской земли указана на картах великого географа древности – Клавдия Птоломея (жил в I веке по Р.Х.). (14)
К западу от верхнего течения Танаиса (нынешний Дон) указаны горы Среднерусской возвышенности, обозначенные, как Рипейские горы.
И посередине этих Рипейских гор обозначен некий город Medium (Медиум – по латыни – средний).
Не первое ли это письменное начертание нашего родного Мценска?
Сейчас на Среднерусской возвышенности расположены древние города – Мценск, Новосиль, Плавск, Белев, Кромы, Карачев и ранее существовавшие – Домагощ, Спашь, Девягорск...
Лишь Мценск и Девягорск несут в себе следы скифо-сарматских языков (7), остальные же названия, предположительно – славянские.
Еще древнерусским летописцам было трудно воспроизвести на бумаге название нашего города, они писали: Мцьнескъ, Мченьскъ, Меченьск, Мценек (так читаем на средневековой карте Герарда Меркатора) и так далее.
Если название Мценска попало в Рим времен Клавдия Птоломея, то попало лишь после многих переводов – со скифо-сарматского диалекта меланхленов на славянский, со славянского на греческий, с греческого на латинский., и каждый язык приспосабливал это название к правилам своей фонетики.
Поэтому в латынь возможное название «Мценд» после многих переводов могло попасть, как «Мцендиум», «Мцедиум», а потом упростилось до совершенно ясного и понятного каждому римлянину – «Медиум», что значит – середина, тем более, что Мценск расположен посередине Среднерусской возвышенности – Рипейских гор Клавдия Птоломея.(14).
Такие фонетические превращения очень часты для иноязычных наименований, и ярчайшее из них – это народное название города и станции Ораниенбаум (ныне – Ломоносов Ленинградской области).
За 300 лет существования города его жители так и не научились правильно выговаривать это сложное немецкое название – Рамбов – так называется он в просторечии.
Из всех вышеуказанных городов Среднерусской возвышенности Мценск имеет самую удобную и неприступную площадку для сооружения древнейшего укрепленного поселения.
Исходя из приведенных предположений и обоснований можно заключить, что Мценск был уже известен в Древнем Риме Клавдия Птоломея (I век по Р.Х.) и изображен на его картах, как город Medium (Медиум) и фактический возраст Мценска можно определять согласно археологическим и этимологическим древностям, – приблизительно 2,5 тысячи лет, то есть временем Геродота и определить, что Мценск является древнейшим, письменно обозначенным городом, из ныне существующих городов на Русской Земле.

Е.В.Алтухов – автор слов Гимна города Мценска, трилогии о Мценске и Русской земле под общим названием «Руси» – «Люди Света», «Наша Победа», «Земля Господня», лауреат Всероссийской православной литературной премии имени святого благоверного Великого князя Александра Невского за 2008 год (книга «Наша Победа»), серии песен и песнопений о городе Мценске.




Список использованной литературы.

1. А.И.Макашов «В центре России», Орёл, 1994 г.
2. В.Зуев «Путешественные записки Василия Зуева от Петербурга до Херсона в 1781 и 1782 году», Санкт-Петербург, 1787 г.
3. И.Е.Евсеев «Археологические поиски в Орловском крае летом 1907 года», Орловские епархиальные ведомости №37, Орёл, 1907 г.
4. М.Н.Покровский «Русская история в самом сжатом очерке», Москва, 1921 г.
5. Т.Н.Никольская «Земля вятичей», Москва, 1981 г.
6. Т.Н.Никольская «Культура племён бассейна верхней Оки в I тысячелетии н.э.», Москва, 1959 г.
7. Е.В.Алтухов «Люди Света», Орёл, 2006 г.
8. С.Д.Краснощекова, Л.Н.Красницкий «Краеведческие записки. Археология Орловской области», Орёл, 2006 г.
9. О.Н.Трубачёв «Этногенез и культура древнейших славян», Москва, 1981 г.
10. В.Н.Топоров, О.Н. Трубачёв «Лингвистический анализ гидронимов верхнего Поднепровья», Москва, 1962 г.
11. M.Vasmer, «Beitrage zur historichen Ostenropas»
12. Т.А.Гуриев «Осетинско-русский словарь», Владикавказ, 1993г.
13. Персидско-русский словарь, Москва, 1985г.
14. Е.В.Алтухов «Земля Господня», Орел, 2010 г.
15. Геродот «История», Москва, 2006 г.





Свидание со Мценском

Каждый день мечтой одною дышу –
Поезд гулко простучит над рекой –
На рассвете я к тебе выхожу
На свидание, родной город мой!

На рассвете твои лики тихи,
На рассвете вся в слезинках трава –
И молитвы превратились в стихи,
Потекли к тебе от сердца слова:

Припев:
Мценск, родной, душей к тебе прикоснусь,
На вершинах постою над рекой,
Полюбуюсь на тебя, моя Русь,
Над тобой пройду Стрелецкой горой!

День любой, а сердце только весна –
Невозможно жить тебя не любя!
Как родные сестры Зуша и Мцна,
Обнимаю, милый город, тебя!

Сколько видел ты набегов врагов,
Но в победы превращал ты беду!
После предков через двадцать веков
Я Пахнутцевой дорогой иду.

Припев.

Город рубленый – венец желтых скал
Возникает предо мной, как во сне –
Мимо витязь удалой проскакал,
Улыбнулась красна девица мне!

Улыбнулась – так собой хороша –
Синим взглядом из-под русых бровей!
Город детства – здесь светлеет душа!
Город Родины любимой моей!

Припев.

Как красив изгиб реки по утрам
В обрамлении зеленых ракит!
Над горой твоей парит Божий храм,
Белой птицей над тобою парит!

Здесь прекрасен каждый час, каждый миг!
Я купаюсь в этих мигах родных!
И Никольский кладезь – русский родник
Напояет силой предков моих!

Припев.

Русь Святая – мне не надо иной –
Чужд лазурный берег теплых морей –
Переулок мой родной именной
Мне дороже Елисейских полей!

Не забыть тебя, врагу не отдать
Ни крупинки от родимой земли!
Русь – единственная Родина-Мать!
Благодарные мы дети твои!

Припев.

Вновь вокзал… Опять прощаюсь с тобой…
Но молитвами к тебе возвращусь!
Знаю – будет жив мой город родной –
Будет жить моя любимая Русь!

Будет жить и Веру нашу хранить,
Из разрухи из любой воскресать,
За Христа стоять, всем сердцем любить,
И своей Любовью Землю спасать!

Припев.
Записан
Andy
Пользователь
**
Offline Offline

Пол: Мужской
Сообщений: 94


« Ответ #1 : 29 Январь 2015, 18:19:10 »

Я тож про Мценск стих знаю

Земля Тургенева и Фета
Любовью Строева согрета
Записан
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Купить металлоискатель, пневматическое оружие
Powered by MySQL Powered by PHP Powered by SMF 1.1.10 | SMF © 2006-2008, Simple Machines LLC Valid XHTML 1.0! Valid CSS!